Мобильные приложения для бизнеса: инструкция по разработке

Планируете начать разработку мобильного приложения? Примеряете к своей компании возможности этого инструмента? Что делать, если ваш бизнес пока только в офлайне и вы не понимаете, с чего начать?
  • Какие задачи поставить перед мобильным приложением?
  • Какую платформу выбрать: Android или iOS?
  • С чего начать разработку?
  • Нанимать разработчика в штат или отдать на аутсорсинг?
  • Как удешевить разработку?
  • Что делать с приложением после разработки?

Это далеко не полный перечень вопросов, которые задают клиенты. Цели у всех похожи: увеличить продажи, улучшить контроль сотрудников, ускорить процессы внутри компании и т.д. Но действительно ли стоит это делать именно с мобильным приложением?

Ниже инструкция, которая поможет вам сформировать первичные требования к разработке нового инструмента и расскажет о том, какие задачи могут решать мобильные приложения для бизнеса.

Какие задачи поставить перед мобильным приложением?

Контроль удаленных сотрудников
Когда сотрудники не сидят в офисе, а находятся на производстве или в другом регионе.

Эффективно контролировать работу сотрудников позволяет приложение, установленное на вашем и на их смартфонах/планшетах, которые всегда под рукой. Вы сможете:

  • видеть местонахождение сотрудника (по GPS), историю его перемещений с привязкой ко времени, строить маршруты;
  • собирать данные — показатели датчиков, мониторинг цен, аудит торговой точки (мобильное приложение поможет ввести нужные данные).
  • контролировать транспортные средства — отслеживать расстояние, видеть места остановок;
  • фиксировать объекты на фото и видео.

Перечень можно продолжать, но суть ясна: вы видите на карте, где находится сотрудник, и можете получить практически любую информацию о его работе.

Организация процесса продаж для b2b
Мобильные приложения в руках ваших менеджеров по продажам, дилеров или дистрибьюторов.

Через смартфон или планшет менеджеры могут отправлять заявки на склад и оператору, видеть остатки на складе и актуальные цены, работать с жалобами и входящими заявками.

Приложение может улучшить работу с клиентской базой благодаря оперативному просмотру истории заказов, скидок по клиентам и группам товаров, данных о клиентах.

Пример. Для компании по продаже инженерной техники было создано корпоративное приложение для отдела продаж. Менеджер, приходя в магазин к клиенту, на планшете оформляет заявку, отправляет ее в 1С, после чего эту заявку обрабатывает оператор на складе. Особенность в том, что менеджер не только имеет онлайн-доступ к информации о наличии товара. Он также может оперативно выставить стоимость продукции конкретно под каждого клиента.

Представление каталога продукции
Интерактивный, всегда обновляемый каталог товаров: фотографии, описания, характеристики и т.д.

Пример. Фармацевтическая компания разработала приложение для врачей и покупателей. Скачав приложение, вы можете посмотреть каталог продукции, найти препарат по названию или штрих-коду, почитать описание и показания. Но самое важное, вы можете по заданным параметрам рассчитать дозировку препарата. Средняя оценка приложения 4.9.

Увеличение продаж в b2c, ритейл сегмент
Продажа билетов, заказ товаров, бронирование столиков и т.д.

Удобный поиск товара, более отзывчивый интерфейс по сравнению с мобильным вебом, возможность присылать пуш-сообщения, больше возможностей в разработке (доступ к камере телефона, gps и другим модулям).

Три вопроса, на которые нужно ответить

1. Вы уверены, что вашим приложением будут пользоваться?

Если вы небольшой магазин, ресторан, производитель, интернет-магазин с низкой частотой покупки товаров, то трезво смотрите на ситуацию. В среднем пользователь обращается к 20 приложениям в месяц. Это точно будет ваше приложение чулочной фабрики? Или стоит вложить деньги в другие каналы дистрибуции?

2. Вы понимаете рентабельность этого проекта?

- Стоимость разработки приложения должна окупиться полученной выгодой.
- Закладывайте бюджет на распространение приложения.
- Закладывайте бюджет на поддержание и обновления приложения.

До начала разработки определитесь, как ваше приложение будут находить и скачивать. Если это корпоративное приложение для внутреннего использования, тогда все понятно. Но если вы хотите распространять его на массовый рынок, придется закладывать бюджет на продвижение.

3. Где будут искать ваш товар или услугу пользователи?

Посмотрите внимательно, есть ли в цепочке поиска вашего товара магазины приложений Google Play и AppStoreЕсли нет, тогда еще раз уделите внимание спросу.

Инструмент для работы с клиентами, автоматизация специфических процессов

Если вы работаете в b2b сегменте, мобильное приложение может выполнять задачу коммуникации с компанией или быть дополнительным сервисом:

  • оформление заявки на услугу;
  • вызов специалиста компании;
  • анкетирование клиентов;
  • информирование клиентов о новостях компании (наряду с СМС-приложением);
  • автоматизация специфического процесса в компании или эксплуатации продукции.

Примеры:

- Специфический процесс. Сталелитейное предприятие поставило задачу сделать так, чтобы мастера смены в приложении могли видеть и редактировать состав смены: кто выходит на смену, кто выходной и т.д.

- Дополнительный сервис для клиентов. Производителю циркуляционных насосов необходимо было с помощью приложения визуализировать данные приборов. После установки оборудования клиентам компании презентовалось мобильное приложение, в котором показываются данные датчиков.

- Вызов специалиста компании. Охранное агентство поставило задачу сделать для клиентов мобильное приложение с тревожной кнопкой. Авторизированный клиент может запустить приложение и вызвать дежурный наряд.

С чего начать разработку?

Разработать мобильное приложение могут как внутренние специалисты IT-отдела компании, так и привлеченная фирма. Первый вариант дешевле. Но если в компании нет нужных компетенций, возникает риск вообще не сделать проект. Существует практика, когда приложение разрабатывается на аутсорсинге, а потом в штат принимают специалиста для поддержания и развития проекта. В таком случае, предусмотрите в договоре с подрядчиком передачу подробной документации с описанием методов и структуры приложения.

Чтобы обратиться к подрядчику:

  1. Соберите требования от отделов, которых затронет внедрение мобильного приложения.
  2. Определитесь, с какими программами будет синхронизироваться мобильное приложение.
  3. Подумайте, как вы будете администрировать эти данные.
  4. Выберите платформы (Android и/или iOS).

В разговоре с подрядчиком узнайте:

  • какой вид разработки он предлагает (нативную или кросс-платформенную);
  • есть ли у него опыт в данной сфере;
  • как вы сможете контролировать процесс и как будет происходить процесс разработки (сейчас большинство работает по Agile методологии);
  • как передается проект (исходный код, документация);
  • помогает ли компания с публикацией приложений;
  • сколько стоит техническая поддержка;
  • попросите рекомендации от существующих клиентов.
Ответы на частые вопросы

Android или iOS?

Мы всегда рекомендуем отталкиваться от задач и вашей аудитории.

  • Android-устройств в СНГ более 80%. Пользователи iOS более платежеспособны.
  • Если вы будете покупать устройства для корпоративного использования, Android устройства значительно дешевле.
  • Недостаток Android-разработки — большое количество моделей девайсов, много слабых устройств от производителей со своей прошивкой Android. Вы не сможете гарантировать 100% работоспособность приложения на всех моделях.

Можно ли перенести код с Android на iOS?

Android-приложение пишется на языке программирования Java, а iOS приложения — на Swift или Objective C. Это делают два разных программиста. Перенести код нельзя.

То есть, мне придется делать приложение на Android и отдельно на iOS?
Да. Кроме того, приложения на Android и на iOS — это два разных дизайна.

Но на рынке есть такое явление, как кросс-платформенная разработка. Используя специальные фреймворки (Xamarin, PhoneGap, Cordova), программисты пишут приложения с помощью веб-языков программирования. Это делается с целью снизить затраты на разработку. Преимущества и недостатки этой модели — дискутируемый вопрос на рынке. Мы не будем затрагивать его в статье.

Что дешевле разработать — Android или iOS?

Стоимость формируется на основе количества часов, потраченных на разработку приложения. Стоимость работы программиста Android и iOS отличается несущественно.

Как удешевить разработку?

  • Пользуетесь учетной/складской/CRM/ERP системой? Обратитесь к разработчику этого софта. Спросите, есть ли у него мобильные решения.
  • Поищите готовые решения. Если у вас типовой бизнес-процесс, то на рынке должны быть готовые решения. Это дешевле, чем разработка индивидуального приложения.

Ничего не подходит? Тогда обращайтесь к тем, кто может реализовать это с нуля. Учтите: вам потребуется где-то администрировать полученные данные. Как правило, для этого делается веб-приложение (административная панель), которое, естественно, повышает стоимость разработки.

Выпускайте поэтапно и тестируйте
  1. Из всего объема функций выберите несколько самых востребованных и начните с них. Да, это увеличит общий срок разработки, но чем раньше вы получите первый функционал, тем меньше сделаете ошибок в дальнейшем.
  2. Если вы не хотите рисковать и делать приложения сразу на двух платформах, сделайте на одной и протестируйте.
  3. Если делаете приложения для клиентов, то предложите нескольким ключевым клиентам поработать с ним. Соберите ошибки и пожелания для дальнейшей работы.
  4. В Google Play есть инструмент для Альфа и Бета тестирования. Пригласите клиентов протестировать ваше приложение. При финальном релизе отзывы и оценка не перенесутся на основное приложение.

У Apple инструмент посложнее — TestFlight. Чтобы отправить приложение для тестирования, вы должны знать электронную почту клиента.

Клиент-серверное приложение

Хотите, чтобы данные приложений обновлялись без установки новой версии приложения? Придется задуматься о серверной части.

Каталог товаров, данные о клиентах, цены и т.д. — все это может обновляться онлайн, данные приходят с сервера. Это могут быть существующие базы данных, которые вы используете для работы в других сервисах. Или вам придется создавать эти базы данных заново.

Ваша задача при разработке мобильного приложения — встроить его в существующие системы, с которыми вы работаете. Программы для складского учета, CRM- или ERP-системы — сформулируйте требования по синхронизации этих систем с мобильным приложением.

Публикация приложения

После разработки приложения размещаются в специальных магазинах приложений play.google.com или AppStore. Эти ресурсы взимают годовую оплату за регистрацию аккаунта.

Размещение не занимает много времени:

  1. Подготовьте материалы для публикации (GooglePlay, AppStore).
  2. Прочтите правила публикации приложений.
  3. Разместите приложение.
Затраты на обслуживание и поддержание мобильных приложений

Эту статью расходов нельзя игнорировать. Приложения нужно обновлять. Жалобы от сотрудников, предложения от клиентов, плохие отзывы в маркетах, расширение функционала, явные ошибки в логике и т. д. — все это придется обрабатывать и внедрять.