- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Надежда Омельченко, IT.Integrator: о правилах успешного лидера
Трансформация в бизнесе — это переход в новое состояние, которому предшествуют различные глубинные процессы в компании. Без этих процессов невозможны изменения. Чтобы произошла реальная трансформация, необходимо менять не просто стратегию компании, необходимо изменить процессы, системы, инструменты, которыми пользуются люди. И, конечно же, сами люди — основа любого бизнеса — должны развиваться и получать новые компетенции.
Важно понимать, что для каждого изменения необходим определенный срок, мгновенно ничего не происходит. Корпоративную культуру за год не поменяешь, нужно как минимум 1,5-2 года. Причем управлять этим процессом должен трансформационный лидер — человек, который может увидеть будущее, понять, как его достичь, и заразить этой идеей свою команду. Одна из основных его задач — донести до каждого сотрудника, что грядущие изменения не разрушат уже достигнутое, а создадут дополнительные возможности.
Как определить человека, который сможет стать лидером трансформации? Очень просто. В отличие от менеджера, который начинает постановку задач со слов "нужно сделать", лидер всегда коммуницирует с командой, используя посыл "зачем": зачем это действие? что оно должно принести бизнесу? Менеджер — это просто, конкретно, детально, четко, а лидер транслирует смыслы, это о мотивации, вовлечении и вдохновении. Он создает такие условия, при которых сотрудники сами идут вперед и принимают решения.
За один день лидером стать невозможно. Становление лидера — это ежедневный труд. Здесь и способность к принятию решений, и построение отношений с командой, и доверие, и надежность. Этот процесс требует огромных затрат энергии и внутренних ресурсов. Если находиться в состоянии лидера постоянно, можно быстро перегореть, поэтому эффективному управленцу крайне важно научиться соблюдать баланс между менеджерскими и лидерскими коммуникациями.
В IT-индустрии трансформационные процессы происходят гораздо быстрее, чем еще несколько лет назад. На этом рынке невозможно целый год только лишь разбираться с существующими процессами. Зачастую у лидера изменений есть всего один-два месяца на то, чтобы понять, что представляют собой компания и рынок и что именно в них можно изменить. Сразу после этого необходимо приступать к изменениям. Чтобы подготовиться к разным вариантам развития событий, имеет смысл применять многосценарное планирование, то есть при одних условиях мы действуем так, при других — иначе. Сценариев в таком планировании может быть столько, сколько нужно компании для сохранения стабильности. Кроме того, такой вид планирования позволяет четко сегментировать клиентов и, как следствие, исключить зависимость от одного-двух секторов экономики.
Процесс трансформации компании на 90% состоит из коммуникаций. Именно качественные коммуникации и планирование разных вариантов развития событий позволяют эффективно реализовать процесс изменений.
Пять основных правил успешного трансформационного лидерства от Надежды Омельченко
Правило 1
Лидер должен быть доступным и понятным. Его главная задача — находиться в постоянной четкой и прозрачной коммуникации с командой.
Правило 2
Лидер должен обладать развитым эмоциональным интеллектом. Любое изменение вызывает у сотрудников тревогу. Лидеру нужно поддержать каждого и показать, что будущее, к которому идет команда, позволит всем развиваться.
Правило 3
Лидер должен быть позитивно настроен. В процессе изменений важно праздновать даже самые маленькие победы. Эти мини-праздники будут вдохновлять и мотивировать сотрудников двигаться дальше.
Правило 4
Лидер должен обладать навыками управления изменениями.
Правило 5
Лидер должен обладать двумя важными качествами — решимостью и гибкостью. Нужно иметь смелость идти по выбранному пути, не боясь корректировать его при необходимости.