- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Как новые акцизы повлияют на стоимость бензина и дизтоплива в 2017 году
Вчера народные депутаты в рамках принятия Государственного бюджета на 2017 год внесли ряд правок в Налоговый кодекс. В частности, увеличили базовые ставки акцизов на бензины, дизельное топливо и сжиженный газ.
Но на цену топлива для украинцев это почти не повлияет. Ведь параллельно с повышением базовой ставки Верховная Рада отменила розничный акциз с АЗС (так называемый "пистолетный акциз").
Что произошло
"Суммарная налоговая нагрузка не изменилась, из двух акцизов сделали один. А на сжиженный газ суммарный акциз даже стал меньше, чем раньше", — говорит директор консалтингового агентства "А-95" Сергей Куюн.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЭксперт имеет ввиду базовую ставку, которую платят импортеры и производители топлива, и розничный акциз, который взимался на АЗС. С одной стороны, отменили розничный акциз, а с другой — пропорционально повысили базовую ставку.
Например, для бензинов депутаты увеличили базовую ставку акциза на 42 евро — до 213,5 евро за 1 тыс. литров. Это эквивалент розничного акциза.
Поэтому участники рынка не ожидают значительных изменений в стоимости топлива из-за акциза.
Директор "Концерна Галнафтогаз" (сеть АЗК "ОККО") Назар Купыбида отмечает, что фактически рост ставок акциза с импорта и производства топлива произошел на сумму почти равную отмененному розничному акцизу.
"Незначительный рост доли налогов в 2017 году в цене топлива ожидается из-за начисления НДС на сумму увеличения акциза, — подсчитал Купыбида. По его данным, это порядка 20 коп/литр, так как ранее на розничный акциз НДС не начислялся.
Аналогичного мнения придерживается финансовый директор сети АЗС KLO Игорь Чернявский, который тоже не ожидает повышения цен на топливо на украинском рынке в 2017 году. По его мнению, в Украине сохраняется зависимость от мировых цен на нефть.
"Повышение конечных цен коснется только черного рынка. Поскольку там, где они (нелегальные АЗС и АГЗС — ред.) раньше акциз (розничный — ред.) не платили, теперь его никто не будет платить. Зато его все заплатят на входе — при пересечении границы, что обойти нельзя", — уверен Чернявский.
Купыбида высказался конкретнее. По его оценке, уклоняясь от розничного акциза, нелегалы получали преимущество в 1,2 грн на каждом литре.
"В течение последних двух лет из-за наличия розничного акциза значительная часть рынка уходила в тень, чтобы уклоняться от уплаты этого налога и получать преимущество порядка 1,20 грн/литр", — рассказал Купыбида.
Он тоже констатирует, что контролирующие органы и местные общины не могли эффективно администрировать этот налог.
Директор департамента маркетинга компании "Параллель" Наталья Никешина в целом поддерживает коллег. Но по ее словам введение в действие законопроекта №5132 приведет к изменению оптовых и розничных цен на топливо.
"При текущем курсе евро по отношению к гривне дизельное топливо в опте подорожает примерно на 1,5 грн./литр, а в рознице его цена увеличится всего на 0,32 грн./литр, так как часть основного налога будет компенсирована отменой розничного. Аналогичное изменение цены будет и у бензина: в опте она вырастет на 1,41 грн./литр, в рознице — только на 0,24 грн./литр", — делится своими расчетами Никешина. А вот цена сжиженного газа в опте увеличится на 0,71 грн./литр, при этом в рознице — должна снизиться на 0,47 грн./литр.
Отметим, что депутаты убрали налоговые различия между более и менее качественным дизтопливом. Акциз на тяжелые дистилляты (газойли) качества Евро-4 и Евро-5 и ниже уравняли — единая базовая ставка выросла до 139,5 евро за 1000 л.
Ранее кодекс ставки акциза на дизтопливо отличались в зависимости от содержания в нем серы: ставка на дизтопливо качества Евро-4 и Евро-5 была 95 евро за 1000 л, а с менее качественного топлива взимали 125,5 евро. Но в Украине уже не производится дизтопливо ниже стандарта Евро-4 (последним на стандарты Евро-4 и Евро-5 перешел Шебелинский ГПЗ — осенью 2016 года).
"Фактически весь дизель в Украине уже давно отвечает стандартам Евро-4 и Евро-5. Реализация Евро-3 даже запрещена с 1 января 2016 года. Так что это был действительно рудимент, который в этом бюджете окончательно ликвидировали", — объясняет Куюн.
Хотя в нормах кодекса указан рост базовой ставки акциза на сжиженный газ, Куюн отмечает, что суммарный акциз стал ниже — за счет отмены розничного. С 1 января 2017 года ставка будет одна — 52 евро за 1000 л.
Зачем меняли ставки, если цена не изменится?
Причина рокировки в акцизных ставка — проблема наполнения местных бюджетов. В 2015 году ввели розничный акциз (5%, затем 0,042 евро/л для бензинов), который должен был поступать в местные бюджеты.
Однако администрирование этого налога шло из рук вон плохо. По данным Куюна, в 2016 году местные бюджеты недополучат около 1,7 млрд грн розничного акциза.
По словам директора агентства "А-95", из-за неуплаты этого акциза искривилась конкуренция на рынке, возник огромный теневой сегмент и появилось большое количество нелегальных заправок.
Представитель сети АЗС KLO Чернявский также считает, что отмена розничного акциза "поможет в борьбе с теневым оборотом и установит равные условия для всех игроков рынка". А увеличенный акциз заплатят авансом при импорте или производстве топлива.
"Теперь, за счет объединения двух налогов, у них цены возрастут и сравняются с теми, что предлагает цивилизованный рынок", — считает Чернявский.
"Такие изменения в целом должны отразиться на рынке позитивно, потому что это существенно облегчит администрирование данного налога компаниями и упростит контроль по его уплате со стороны государства, что позволит установить нормальную конкуренцию на рынке, вывести его из тени", — уверена Наталья Никешина.
При этом, Купыбида предполагает, что в ближайшем будущем произойдет рост цен — за счет роста стоимости нефти, которое наблюдалось в последнее время, и начисления НДС на увеличение акциза.
Но налоговые новшества не искореняют другие проблемы теневого рынка: например, нелегальные АЗС и АГЗС работают без кассовых аппаратов, манипулируя налогами.
Местные бюджеты вместо прямого розничного акциза они будут получать 13,44% акциза с импортируемых и производимых в Украине нефтепродуктов. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, благодаря новой схеме распределения средств местные бюджеты должны получить около 2 млрд грн в 2017 году.