Новые правила WhatsApp: как Facebook подстегнул конкурентов и что из этого вышло

WhatsApp передаст данные всех пользователей в Facebook. Фото: Pixabay
WhatsApp передаст данные всех пользователей в Facebook. Фото: Pixabay
Из-за боязни, что руководство социальной сети и самого популярного мессенджера в мире будут читать личную переписку, пользователи массово ищут альтернативу

Самый популярный в мире мессенджер WhatsApp с 8 февраля начнет передавать персональные данные всех пользователей в Facebook. В компании свое решение объяснили желанием улучшить инфраструктуру и персонализировать предоставляемые услуги. Такой шаг пришелся по душе далеко не всем — часть аудитории и некоторые акционеры сразу обратили внимание на конкурентов.

Delo.ua рассказывает, что конкретно изменится со следующего месяца в WhatsApp, как это уже отразилось на других платформах и при чем здесь голливудская актриса Энн Хэтэуэй.

Социальная сеть Facebook купила WhatsApp в феврале 2014-го за $19 млрд. К тому моменту приложением ежемесячно пользовались 400 млн человек. Через год аудитория выросла до 700 миллионов и каждый день отправлялось больше 30 миллиардов сообщений. В 2020 году число юзеров превысило 2 млрд. Сейчас WhatsApp входит в пять самых популярных среди украинцев.

Вскоре после приобретения, разработчики встроили в код мессенджера сквозное шифрование — вариант защит ы сообщений, при котором исходный текст видит только отправитель и получатель. В августе 2016 года WhatsApp выпустил масштабное обновление политики конфиденциальности и начал делиться пользовательской информацией, а также метаданными с Facebook. Тогда аудитории в миллиард человек дали тридцать дней на то, чтобы отказаться передавать хотя бы часть данных. Все, кто присоединился позже такой роскоши были лишены и автоматически соглашались на обмен с Facebook.

Среди прочего, детище Марка Цукерберга получает: номер телефона пользователя WhatsApp, а также метаданные его сообщений и звонков (с кем, когда, как часто человек общается); имена и фотографии профилей; данные о состоянии (например, когда человек последний раз был онлайн); диагностические данные, собранные из журналов приложений; данные о финансовых транзакциях и покупках; информацию об устройстве, IP-адрес, точное местонахождение и файлы cookie. Предполагается, что все это позволяет эффективнее работать таргетированной рекламе и улучшать "впечатления от продуктов" за счет определения контента, который понравился человеку или его окружению в социальных сетях.

Очередное обновление WhatsApp с 8 февраля 2021 года окончательно сделает невозможным отказ от передачи этих данных, а несогласные не смогут пользоваться мессенджером. Правда, затронет событие только малую часть — тех людей, которые в 2016-м ограничили передачу информации в Facebook. Остальные и без того давно все передают.

"Как часть компаний Facebook, WhatsApp получает информацию от других компаний Facebook и делится ею. Мы можем использовать информацию, которую получаем от них, а они могут использовать информацию, которой с ними делимся мы", — говорится в обновленном соглашении пользователя мессенджера.

Однако многие после этой новости решили, что Facebook теперь будет читать их личную переписку. Дошло до того, что руководству мессенджера пришлось объяснять: сервис не будет видеть личных сообщений, не будет прослушивать звонки и групповые чаты останутся приватными. "Мы хотим развеять некоторые слухи — будьте на 100% уверены, что мы продолжаем защищать ваши личные сообщения с помощью сквозного шифрования", — заявил глава WhatsApp Уилл Кэткарт.

То есть, фактически, доступ к личной переписке третьи лица могут получить только через сторонние сервисы. Например, если человек делает резервное копирование данных на Google Drive или iCloud — там переписки хранятся в расшифрованном виде и при взломе этих облачных хранилищ любой сможет прочитать сообщения. Однако у Facebook доступа к ним нет.

Вопреки заверениям руководства мессенджера, снежный ком покатился и среди тех, кто его подтолкнул был, например, самый богатый человек в мире Илон Маск. На своей странице в Twitter он назвал два других мессенджера — Signal и Telegram — "лучшей альтернативой, если вы беспокоитесь о конфиденциальности" и призвал отказаться от использования сервисов Facebook. Позже создатель Twitter Джек Дорси поддержал Signal, опубликовав топ приложений в iOS и отдав первое место этому мессенджеру.

Отличаются Telegram и Signal в основном набором собираемых данных. И если первый имеет доступ только к той информации, которую указал пользователь в своем профиле, то второй старается вообще не собирать никаких данных. При этом детище россиянина Павла Дурова, Telegram, хорошо знакомо украинцам, а вторая альтернатива для большинства оказалась новинкой. Отметим, что Signal был основан в 2018 году исследователем кибербезопасности Мокси Марлинспайком и программистом Брайаном Эктоном. При этом Марлинспайк просто работал в WhatsApp, а Эктон был одним из его основателей и покинул компанию через три года, после того как Цукерберг купил ее.

Оба мессенджера выиграли от нововведений WhatsApp. Павел Дуров отметил, что за последние три дня в Telegram зарегистрировались 25 млн новых пользователей, хотя в прошлом году регистрировались в среднем по 1,5 млн в стуки. Он добавил, что 38% новых юзеров проживают в Азии, 27% — в Европе, 21% — в Латинской Америке и 8% — в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Он также похвастался, что в его мессенджере насчитывается около 500 миллионов человек и он стал "серьезной проблемой для корпорации Facebook".

А вот с Signal вышел интересный конфуз. После лестных слов Маска стоимость акций компании Signal начали расти. Но оказалось, что это совсем не та компания — автоматические роботизированные механизмы трейдинга перепутали акции мессенджера с акциями одноименной компании Signal Advance. Последняя занимается тем, что продает медицинские устройства для диагностики, например, эпилепсии и сердечной аритмии. Акции именно этой компании через несколько часов после твита Маска выросли на 527%, а еще через день на 91%. В результате их цена поднялась с 60 центов до $7,19, а капитализация всей Signal Advance — с $55 млн до $660 млн. Такими результатами закрылись торги в пятницу, 8 января.

У инвесторов было два дня, чтобы понять ошибку их автоматических механизмов и исправить ее, но этого не произошло. В понедельник, 11 января, акции SA стоили уже 35$, а рост за три дня составил больше 5700%. Хотя это нельзя назвать рекордом — два года назад инвесторы случайно подняли стоимость китайской компании Zoom Technologies на... 47000%.

Дело в том, что Zoom Video Communications владеет сервисом для видеоконференций, а Zoom Technologies — маленькая китайская компания с 10 сотрудниками, которая занимается производством телеком-оборудования. В 2019-м, после выхода на биржу сервиса видеосвязи Zoom, инвесторы не разобрались и начали скупать акции Zoom Technologies. При этом в 2020 году, после того, как мир охватили карантины и многие ушли на удаленный формат работы, инвесторы повторили свою ошибку и снова подняли стоимость китайской фирмы на 557%. Конечно, в итоге цена китайских акций упала, но прецедент был создан.

Такая ситуация часто происходит из-за путаницы в тикерах — специальных кодах акций, которые состоят из краткого набора букв латинского алфавита. Например, тикер сервиса видеосвязи Zoom выглядит, как "ZM ", а у Zoom Technologies — как ZOOM. И из-за этих небольших различий появился "эффект Хэтэуэй". Концепцию придумал блоггер Дэн Миривиш, когда впервые заметил странную закономерность между курсами акций конгломерата Уоррена Баффета Berkshire Hathaway (BRK) и вехами карьеры голливудской актрисы Энн Хэтэуэй. Каждый раз, когда на большие экраны выходил фильм с Хэтэуэй акции холдинговой компании одного из крупнейших инвесторов в мире неизменно дорожали.

Например: в сентябре 2008-го выходят "Пассажиры" и BRK растет на 1,43%; в октябре того же года состоялась премьера "Рэйчел выходит замуж" и стоимость BRK увеличивается на 0,44%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в последующие годы: "Война невест" (2009) — плюс 2,61%, "День Валентина" (2010) — 1,01%, "Алиса в стране чудес" (2010) — 0,74%, "Любовь и другие наркотики" — 1,62%. Даже когда Хэтэуэй была просто соведущей на церемонии вручения "Оскар" в 2011 году стоимость Berkshire Hathaway поднялась на 2,94%.

По словам Миривиша, это не может быть случайностью и связано с тем, что сегодня многие инвестиционные компании используют машинное обучение для анализа текущего фондового рынка. Среди их основных источников информации – новости в сети и, по мнению блоггера, веб-сканер Berkshire Hathaway случайно учитывает статьи об Энн Хэтэуэй. У теории есть и скептики. Эксперты фондового рынка, например, связывают эффект с тем, что рынок находится на подъеме с 2009 года и такую связь можно найти практически для любой компании. Статистики в свою очередь называют это статистическими аномалиями.

Пока доказать или опровергнуть "эффект Хэтэуэй" не удалось, но создатели Signal все же прочувствовали его на себе. "Не это ли имеют в виду биржевые аналитики, когда говорят, что рынок подает смешанные сигналы? Понятно, что люди хотят инвестировать в рекордный рост Signal, но это не мы. Мы независимая компания 501c3 (тип некоммерческой организации в США — Delo.ua), и наша единственная инвестиция — в вашу конфиденциальность", - говорится на официальной странице Twitter мессенджера.

И даже несмотря на эту путаницу Signal бьет рекорды популярности. Всего за четыре дня (с 6 по 10 января) мессенджер по всему миру загрузили 7,5 млн раз или на 4200% больше, чем неделей ранее. Лидером по скачиваниям стала Индия (2,3 млн установок), а вторым по величине оказался рынок США (около 1 млн).

Но не только потерю части пользователей принесло последнее обновление WhatsApp. Антимонопольный комитет Турции уже инициировал расследование в отношении Facebook из-за изменения правил пользования мессенджера. При этом ранее от приложения отказались президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и министерство обороны. Подобный бойкот и судебные разбирательства могут сыграть злую шутку с социальной сетью Цукерберга. Особенно учитывая, что в США руководство 48 штатов, а также Федеральная торговая комиссия не так давно подали иски в суд из-за нарушений антимонопольного законодательства со стороны Facebook. Они, в частности, хотят, чтобы покупка WhatsApp и соцсети Instagram признали незаконной.

"В течение почти десяти лет Facebook использовал свое доминирование и монопольную власть, чтобы сокрушить более мелких конкурентов, подавить конкуренцию, и все это за счет обычных пользователей", — заявила генеральный прокурор Нью-Йорка Летиция Джеймс.

Генпрокурор добавила — компания использовала огромные суммы, чтобы приобрести своих конкурентов раньше, чем те стали угрожать доминирующему положению самого Facebook. И, напомним, даже это далеко не первый случай, когда Facebook и сам Цукерберг оказываются в центре скандала. Еще в 2018-м "The New York Times" и "Observer" заявили — личные данные почти 50 миллионов пользователей крупнейшей интернет-платформы были без их ведома использованы в ходе президентской гонки для политической "таргетированной" рекламы. И это, как тогда утверждали СМИ, стало одним из факторов победы Дональда Трампа.

Илья Требор, специально для Delo.ua