Новый глава Укравтодора Александр Кубраков: "Как мы входим в зиму — мне не нравится"

Александр Кубраков. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
Александр Кубраков. Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
15 ноября нардеп от "Слуги народа" Александр Кубраков стал новый главой Укравтодора, где сменил ушедшего по собственному желанию поляка Славомира Новака
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Состояние украинских дорог, наверное, – самый честный признак того, как продвигаются реформы в Украине. Предыдущее правительство определило для себя одним из приоритетов их ремонт. И за последние годы были действительно обновлены такие трассы как Одесса-Рени, Харьков-Ахтырка, Мерефа–Лозовая и другие. Продолжается ремонт трасс Кропивницкий — Николаев, Киев — Полтава — Харьков и так далее. Кроме того, был запущен в работу Государственный дорожный фонд и инициирован проект GO Highway, который позволит связать качественной трассой порты Балтийского и Черного морей.

Не менее амбициозные планы заявило и новое правительство, которое пообещало "привести в хорошие состояние" 24 тысяч км всех основных путей за пять лет. И ответственность за выполнение данной задачи правительство возложило на народного депутата от партии "Слуга народа" Александра Кубракова, которого Кабинет министров 15 ноября назначил главой Государственного агентства автомобильных дорог (Укравтодор).

О том, каким именно образом будут реализованы эти обещания и будут ли они реализованы вообще, о том, какие дороги будут отремонтированы уже в ближайшее время и как новый главный "дорожник" Украины собирается бороться с коррупцией, поглотившей дорожную отрасль, он рассказал в эксклюзивном интервью Delo.ua.

- Почему Вы решили занять должность главы Укравтодора? Есть ли у Вас опыт работы в дорожном хозяйстве?

- Мою карьеру можно разделить на два этапа — работа в частном секторе и в государственном. В 2004 году после третьего курса вуза я пошел в телекоммуникационный и банковский сектор. В частности, работал в Kyivstar, где отвечал за развитие новых бизнесов. Наша команда запускала фиксированный интернет, где я отвечал за маркетинг. Непосредственно под моим началом рождался бренд "Домашний интернет".

Но в 2011 году я ушел в проект "Фонда эффективного управления" Рината Ахметова. Они искали людей из частного сектора, готовых перейти в государственный. Для этого организовывалось короткое обучение в одном из западных вузов. Была возможность попасть в Координационный центр по внедрению экономических реформ, который тогда возглавлял Александр Данилюк. Он приглашал меня к себе.

И была возможность пойти в Киевскую горгосадминистрацию, где только формировалась команда, а Boston Consulting Group только начинала проект. Там я проработал с тремя или четырьмя руководителями до 2015 года, дольше всего — с Александром Поповым и Виталием Кличко. Как раз в это время я плотно занимался транспортными проектами с помощью Мирового банка. Мы разработали маршрутную сеть Киева, которая, к сожалению, была имплементирована только процентов на пять. Но даже действующие маршруты показывают свою эффективность, к примеру, 114 автобусный маршрут.

А уже в 2015 году меня пригласили поработать в Национальном совете по реформам в Министерство юстиции. В этом министерстве я возглавлял проектный офис в течение полутора лет, где занимался реформами пенитенциарной системы, систем пробации и так далее. Это был достаточно сложный период.

И уже с конца 2016 года я попал вBetter Regulation Delivery Office (BRDO), где формировалась команда, и возглавил направление телекома и IT.

- Кто вам предложил возглавить Укравтодор?

- Никто не предлагал. Как только начали объявлять конкурсы в государственные структуры, я сам заинтересовался Укравтодором. Захотел что-то поменять в этой сфере. После избрания меня народным депутатом, в Верховной Раде, я начал заниматься законопроектами в транспортном секторе. Кроме того, параллельно, начиная с июля, был в нескольких поездках по стране вместе с командой президента. В какой бы город мы ни приезжали, везде нам задавали вопросы, связанные с плохим качеством дорог. Президент там нам постоянно раздавал соответствующие поручения.

В это же время активно реализовывался проект ремонта дороги Запорожье — Мариуполь. Я на этой дороге очень хорошо прочувствовал, как работает дорожная индустрия, как работает отрасль. Вроде бы только один объект, но я увидел все узкие места: работу контролирующих, регулирующих органов, как не хватает в сезон составов УЗ, чтобы доставить битум и так далее.

- Почему не избрали телекоммуникационное направление в госструктурах? 

- В IT и телеком ушли мои коллеги. К примеру, Александр Шелест стал заместителем министра цифровой информации по развитию цифровой инфраструктуры.

- Насколько сложным был конкурс в Укравтодор?

- В нем принимали участие бывшие руководители Укравтодора, представители профильного бизнеса, достаточно большое количество претендентов. Но на первый этап, а это было тестирование по английскому языку, пришли 27 человек. Хотя вначале желающих возглавить структуру было значительно больше.  

- Когда будут назначены заместители главы Укравтодора? Сейчас в руководстве этого ведомства только вы?

- Скорее всего, пока не будут завершены все конкурсы на должности руководителей всех центральных органов исполнительной власти, Национальное агентство по вопросам государственной службы не будет проводить конкурсы на заместителей. Вопрос времени, ведь на такие должности тоже должны быть объявлены конкурсы.

- Давайте поговорим конкретно о дорогах. В этом году новая власть активно пиарилась на проекте ремонта дороги Запорожье-Мариуполь. На каких проектах планируете, так сказать, пиариться в 2020 году? Вообще, какие дороги будут отремонтированы в следующем году?

- Я считаю, что каждый год в Украине должны реализовываться 10-15 подобных проектов. Придерживаясь такого темпа, можно за три-четыре года отремонтировать дороги между областными центрами. То есть, мы реализуем заявленную нами цель привести в порядок 24 тысячи км дорог.

- Все-таки, каким образом планируете отремонтировать 24 тысячи километров дорог?

- Все эти дороги находятся в разном состоянии. Примерно 8 тысяч километров из них — в нормативном состоянии. Порядка 7-8 тысяч километров, по данным на 2017-2018 года, — в аварийном. Поэтому в первое время основной упор будет сделан на ремонт именно таких дорог. 24 тысяч километров дорог — это основные международные, национальные, региональные трассы. 

- Сколько денег реально будет направлено на ремонт дорог в 2020 году?

- Если говорить о ремонте и строительстве дорог государственного значения, то финансирование из Государственного бюджета на эти работы составит примерно 30 млрд грн. В 2019 году на эти цели было предусмотрено порядка 20 млрд гривен.

- Но в госбюджете на следующий год заложено примерно 70 млрд гривен в Государственный дорожный фонд. На какие цели уйдут остальные средства?

- 22 млрд гривен будут направлены в виде субвенций облгосадминистрациям на местные дороги. Порядка 7 млрд гривен уйдут на погашение долгов предыдущих периодов. Также 8 млрд гривен будет направлено на содержание дорог. Поэтому нельзя сказать, что в 2020 году на ремонт дорог уйдет 70 млрд гривен.

- Если у нас каждый год на ремонт дорог будет по 30 млрд гривен, то мы никогда не сможем отремонтировать все дороги. Что вы планируете предпринять для того, чтобы кардинально увеличить объемы финансирования ремонта дорог?

- Увеличить финансирование можно только за счет дополнительных источников. Мы рассматриваем разные источники — кредитование от украинских банков, от западных банков, выпуск бондов. Но все эти инструменты — это финансирование под государственные гарантии. Поскольку Укравтодор — это не "Укрзалізниця", не "Нафтогаз України", то есть компании, у которых есть большие доходы и какие-то активы, и которые, благодаря этому, могут находить финансирование самостоятельно. Мы же ограничены в инструментах привлечения средств.

- В госбюджете на 2020 год заложена возможность на всю страну, на все сектора получить кредитование под госгарантии в размере 28 млрд гривен. Какая часть из этой суммы уйдет Укравтодору?

- Сложно сказать. Мы сейчас только начали переговоры с коллегами. Конечно же, претендуем на максимум. Но есть еще Укроборонпром и другие структуры.

- На каком этапе подготовка тендерной документации для ремонта дорог на 2020 год?

- Я думаю, что мы до конца года подготовим документы.

- Предыдущий министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью Delo.ua предлагал проект ремонта территориальных дорог, которые соединяют райцентры, — отремонтировать их за государственные средства и передать местным властям. Будет ли реализован этот проект новой властью?

- Мы договорились с ЕБРР о том, что они выделят 300 млн евро на ремонт этих дорог под гарантии облгосадминистраций, а не под государственные гарантии. То есть, будут кредитоваться облгосадминистрации, на баланс которых потом будут передаваться эти дороги. Раньше ЕБРР выделял кредиты только под гарантии муниципалитетов, то есть работал только с городами.

- Сколько областей примут участие в этом проекте?

- Пока что это будет реализовано в качестве пилотного проекта, в котором примут участие пять-шесть-семь областей. За эти средства будут отремонтированы буквально по несколько дорог в каждой из этих областей.

- Сколько вообще средств необходимо на ремонт территориальных дорог?

- В тех оценках, которые я видел, указываются 50-60 млрд гривен. То есть, это порядка 2 млрд евро. ЕБРР готов выделить на протяжении нескольких лет на этот проект примерно 1,5 млрд евро.

- Давайте вернемся к вопросу о том, какие же дороги государственного значения будут отремонтированы в 2020 году?

- При выборе того, какие дороги мы будем ремонтировать, мы не смотрим, плохие они или хорошие. Мы смотрим на транспортные коридоры, смотрим на степень износа, на существующий и потенциальный трафик и на возможный социально-экономический эффект.

Если придерживаться такого принципа, то, в первую очередь, нуждаются в ремонте дороги в центральной части Украины — Кировоградская, Черкасская, Николаевская, Днепропетровская, Черниговская области. Кроме того, особое внимание будет уделено востоку — Донецкой и Луганской областям. А также Закарпатской и Хмельницкой областям.

Мы продолжим реализацию проекта Go Highway, часть этого маршрута соединит запад и восток страны. Трасса, которая проходит по этому маршруту, точно "поедет" в 2020 году. Мы закончим ремонт на всех участках, где это не было сделано ранее. Необходимо, чтобы это была нормальная дорога. В частности, надо отремонтировать многие участки на территории Хмельницкой, Винницкой, Кировоградской областей.

Кроме того, в нашем максимальном приоритете будут дороги, ведущие к Николаеву из Кропивницкого и Кривого Рога. Эти трассы будут отремонтированы полноценно.

Планируем за два года отремонтировать дорогу, которая соединяет Мукачево с Ивано-Франковском.

- Если зашла речь об этом регионе, не могу не спросить о проекте новой дороги, которая должна соединить Львов с Ужгородом. Не отбросила новая власть эту идею?

- Нет, мы заказали технико-экономическое обоснование этого проекта. Это будет дорога первой категории с обходами населенных пунктов по две полосы в каждую сторону. Но мы сможем реализовать этот проект только с донорами, с европейскими партнерами.

- Вы сказали об отдельном внимании к востоку. Какие проекты будут реализовываться в этой части страны?

- В прошлом году уже много чего было сделано в Донецкой области. И я говорю не только о Запорожье-Мариуполь. Я больше говорю об обходах временно оккупированных территорий. По сути, территориальные дороги на подконтрольной части Донбасса заменили собой международные и национальные, которые находятся на временно оккупированных частях Донецкой и Луганской областей.

Поэтому в 2020 году мы планируем продолжить восстановление основных маршрутов Донецкой области, таких как Славянск–Бахмут (дорога М-03 Киев-Харьков-Должанский) и Славянск-Доброполье (дорога Т-05-14 Доброполье-Лиман).

Относительно дорог в Луганской области мы пока что ведем дискуссии с Мировым банком о том, какие из них будут отремонтированы из денег Государственного дорожного фонда, а какие — за счет денег этого банка.

- Какова судьба дороги Киев-Полтава-Должанский, которая ремонтируется уже много лет?

- У Мирового банка тоже очень большие ожидания, что в 2020 году мы завершим ремонт всех объектов на этой дороге. Как минимум, тех, которые должны быть завершены из средств банка.

В принципе, планируем, что в следующем году закончим ремонт этой трассы примерно до границы между Полтавской и Харьковской областями. Эта дорога ремонтируется где-то с середины 2000-ых годов. Скоро уже придется начинать новый ремонт тех участков, которые были первыми отремонтированы. Это очень долго.

- А какова судьба ремонта другой важной артерии Украины — Киев-Одесса?

- Недавно мы подписали инвестиционное соглашение с ЕБРР и ЕИБ, в соответствии с которым предусмотрен капитальный ремонт 314 км этой дороги в течение трех-четырех лет. Мы надеемся, что вскоре подрядные организации, которые будут определены и с конца этого года начнут готовиться к ремонту дороги по максимально высокому стандарту: по две-три полосы в каждую сторону (в зависимости от участка дороги), с развязками и так далее.

- Уже новый министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью Delo.ua говорил о том, что инвестиционные фонды из Азии заинтересованы в строительстве новой концессионной окружной дороги вокруг Киева. На каком этапе реализации эти планы?

- Я с ним еще не общался по этому вопросу. Но нам нужно четко понимать, какова цена вопроса. Ранее я слышал о каких-то астрономических оценках где-то на уровне 7 млрд долларов. Сейчас нам надо пообщаться с потенциальными инвесторами и сделать ТЭО хотя бы на первую очередь этой дороги между трасами Киев-Чоп и Киев-Одесса. А после этого понять, какова цена вопроса. Ведь у этих кредитных инвестиционных денег есть стоимость, которую нам потом надо будет возвращать. Это должно быть решение на уровне государства.

- Что с реализацией проектов концессионных дорог во Львовской и Киевской областях — Львов-Краковец и Киев-Белая Церковь, о которых раньше говорили предыдущие министры?

- Проект во Львовской области более интересен с точки зрения реализации, поскольку его степень проработки выше. Уже смеемся — когда-то для его реализации вырубили лес, и уже на его месте успел вырасти новый. А если серьезно, там гораздо лучше ситуация с землеотводами, хотя это нужно уточнять, есть какая-то проектная документация. Правда, она устарела, ее надо актуализировать.

Мы видим определенный интерес со стороны западных компаний и инвестиционных фондов об участии в этом проекте. Мы со своей стороны намерены максимально быстро подготовить необходимые цифры, параметры и так далее.

- Давайте поговорим о мостах. Какова судьба ремонта Варваровского моста в Николаеве и строительства нового моста в Кременчуге?

- В Николаеве местные власти заказали за счет местного бюджета проектную документацию для реконструкции существующего моста с его расширением. Если этот проект будет иметь право на жизнь, то, наверное, поскольку город самостоятельно его не осилит, ремонт надо будет финансировать совместно городу и государству. Предварительно, цифры реализации этого проекта вполне вменяемые. Его выполнение даст время на то, чтобы реализовать проект с инвесторами из японского агентства международного сотрудничества JICA, которые готовы профинансировать строительство нового моста в Николаеве. У них уже есть необходимое ТЭО.

Что касается Кременчуга. Я слышал об этом проекте. Мне необходимо уточнить, что произошло с ним за последние три-четыре года. В свое время о нем рассказывал бывший первый вице-премьер-министр Степан Кубив, говорили, что вот-вот начнется строительство. У меня есть информация, что сейчас идет работа над разработкой ТЭО о том, где целесообразнее и дешевле построить новый мост в Кременчуге.

Кроме того, мы работаем над проектом строительства моста в Запорожье. Недавно объявили соответствующей международный тендер по поиску подрядчика на эти работы.

- По всей видимости, объемы работ будут увеличиваться и дальше. Соответственно, будет увеличиваться и необходимость в количестве подрядчиков. Где вы будете искать новых? И каким образом будете сотрудничать со старыми, многие из которых замешаны в коррупции?

- После Евро-2012 рынок дорожных работ сильно упал. Только после создания Государственного дорожного фонда, надо отдать должное этому, хоть как-то дорожная отрасль начала возрождаться.

Я думаю, что когда мы утвердим план работ на следующий год, то запланируем большую встречу с отраслью, куда будем приглашать компании, которые сейчас не присутствуют в Украине, но работают в соседних странах. Необходимо, чтобы они конкурировали с уже имеющимися компаниями.

Если говорить о коррупции, связанной с отдельными лицами или компаниями в отрасли, то я вижу два пути решения этой проблемы. Есть быстрое решение — внедрять типовую документацию, типовые квалификационные требования, типовые договора. Мне кажется, что такие вещи должны помочь.

Кроме того, бороться с коррупцией поможет внедрение нами правил работы с подрядчиками ЕБРР, ЕИБ и Мирового банка. Из этих правил можно много взять и внедрить в нашей системе.  

Если посмотреть на данные ProZorro относительно ремонта дорог в разрезе областей, то видно, что есть регионы, в которых более 70-80-90 процентов всего бюджета на дорожные работы уходят на одну компанию. Для меня из этого следует вывод о том, что в этих областях вообще нет конкуренции. Эта область "чья-то".

- Не так давно НАБУ задержало руководителя Службы автомобильных дорог в Николаевской области Андрея Максименко по подозрению во взяточничестве. Насколько большим будет обновление менеджмента Укравтодора на областном уровне, о котором недавно заявили в Кабмине?

- Будет замена абсолютно всех руководителей служб в регионах. Мы планируем это делать шаг за шагом. Каждую неделю встречаемся с каждой областью и прощаемся с ними. Кроме того, смотрим на людей, которые придут им на замену.

Для меня приоритетом для приема на работу будут люди не из дорожной отрасли. У таких решений есть плюсы и минусы. Мне кажется, что на данном этапе так будет правильнее. Это не высшая математика. Например, люди с опытом в строительной отрасли смогут достойно справиться с руководством облавтодоров.

Когда мы спустим типовые квалификационные требования, то никто в регионах не сможет корректировать их самостоятельно: что-то добавлять, менять или дописывать, например, наличие карьера в радиусе 30 км. Подобные типовые требования снимут вопросы относительно возможной коррупции.

Не секрет, что в некоторых областях задерживают платежи подрядчикам, не принимают акты и еще что-то подобное. Этого не должно быть. Если подрядчик выполнил работу и подписан акт, он должен автоматически получать свои деньги. Никто не должен звонить в казначейство и настойчиво просить придержать платеж, чтобы в это время как-то разобраться с подрядчиком. В подобных случаях подрядчики могут звонить мне или соответствующим руководителям. Я им дам свой телефон, пускай публично выступают и говорят об этом.

- Что планируете предпринимать с ГАК "Автомобильные дороги Украины" (облавтодоры)? Ликвидировать?

- Эта огромная махина сама разваливается во многих областях, а во многих она вот-вот развалится. У меня следующая стратегия — в тех областях, где она умерла, ей надо помочь официально умереть, выплатить долги по зарплате и так далее. Не надо держать людей в коллективе, не имея контрактов, не имея доходов и, тем самым, накапливая задолженность перед сотрудниками, бюджетом.

В те области, где структуры ГАКа работают нормально, мы дойдем последнюю очередь. В целом же, концепция предполагает ликвидацию ГАКа.

- Не боитесь, что ГАК ликвидируете, а частные структуры не будут заинтересованы в выполнении одной из ее функций — содержании дорог зимой?

- Так или иначе, все активные действия по ликвидации структур ГАКа будут происходить после зимы. А в зимний сезон уже войдем в нынешнем состоянии. Я понимаю, что нас ждет много сюрпризов зимой. Но с весны, думаю, мы будем перестраивать эту структуру.

- С каких именно областей начнете?

- В четырех областях ГАКа уже нет, он там умер. Есть 8 областей на подходе. За следующий год мы реорганизуем структуры в части из них.

- Что вы планируете предпринять для улучшения ситуации с ремонтами дорог именно в городах?

- Мы не будем особо вмешиваться, честно скажу, в коммунальные дороги. Но мы планируем тесное сотрудничество с облгосадминистрациями, чтобы координировать планы по ремонту местных дорог. Например, мы все вместе должны будем обеспечить дороги к опорным больницам или школам.

- Сейчас в Украине начинает реализовываться проект по запуску на дорогах комплексов автоматического взвешивания машин в дороге Weigh in motion. На каком этапе его реализация?

- Ответственность за то, чтобы на наших дорогах не ездили перегруженные автомобили, частично лежит на нас, а частично на Укртрансбезопасности. И еще. Будучи в Верховной Раде, мы вместе с коллегами приняли соответствующий закон об этих комплексах. В частности, планируем запустить в тестовую эксплуатацию комплексы на подъездах к Киеву.

Оказывается, при разработке технического задания на эти комплексы, в них не были заложены средства на стандартизацию и сертификацию, чтобы они начали работать. Планировалась только тестовая эксплуатация. Без этого нюанса невозможно начать рассылку штрафов нарушителям весового режима. Но в течение нескольких месяцев мы планируем решить вопросы с сертификацией и стандартизацией.

Кроме того, мы будем стараться включать сразу в проекты ремонта дорог монтаж комплексов автоматического весового контроля.

- Как решить вопрос объезда этих комплексов?

- Для этого надо удачно выбирать места для их установки. Например, перед мостами, реками, то есть, перед объектами, которые невозможно объехать или очень дорого объезжать.

- И напоследок, можете дать прогноз или оценку того, как Украина подготовлена к зиме?

- Сейчас мы готовы к зиме далеко не на 100 процентов. Некоторые области готовы на 60-70%. Но это на уровне прошлого года. Как мы входим в зиму — мне не нравится. Я открыто говорю. Львовская, Ивано-Франковская, Черкасская, Житомирская, Киевская, Одесская области... Мне пока что не нравится то, что происходит.

Мы реагируем на изменения погодных условий после того, как останавливаются фуры. Это категорически неправильно. Тут вопрос не с организацией закупок материалов, а в организации работы — подрядчиков, служб на местах, руководителей в Киеве.

Беседовал Дмитрий Уляницкий

Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua