Как правительство предлагает изменить налогообложение IT-отрасли

В начале апреля Кабинет министров утвердил план мер по поддержке развития индустрии программной продукции на 2015 год. Адвокат Виктория Остапчук, управляющий партнер патентно-юридического агентства "Синергия", о том, чем это обернется для отрасли
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В последние годы в прессе, на различных конференциях и круглых столах активно обсуждается вопрос, какая государственная поддержка нужна украинской IT-отрасли и целесообразно ли устанавливать для этой отрасли налоговые льготы? В начале апреля Кабинет министров утвердил план мер по поддержке развития индустрии программной продукции на 2015 год (распоряжение №338-р от 08.04.2015), которым планируется внести изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) с целью определения терминов "программная продукция", "поставка программной продукции" и "онлайн-сервис". Зачем это нужно?

Как все начиналось

С 1 января 2013 года были введены в действие две временные налоговые льготы для IT-отрасли — на период до 1 января 2023 года. Первая льгота касалась налога на прибыль (в подраздел 10 раздела XX НКУ был внесен п.15) и предусматривала, что IT-компания, отвечающая определенным критериям, имела право получить свидетельство субъекта индустрии программной продукции и платить льготный налог на прибыль по ставке 5%. Эта льгота просуществовала 2 года и была отменена с 1 января 2015 года.

Вторая льгота существует по сей день и освобождает от налогообложения НДС операции по поставке программной продукции (п.26-1 подраздела 2 раздела XX НКУ). При этом для целей этого пункта к программной продукции относятся:

  • результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или обучающей компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов;
  • криптографические средства защиты информации.
Хотели как лучше, а получилось как всегда

С самого начала существования НДС-льготы по поставке программной продукции начали появляться различные письма и разъяснения налоговых и таможенных органов, всячески ограничивающие ее применение. Сначала налоговая служба г. Киева разъяснила, что эта льгота применяется к операциям по поставке программной продукции, которые осуществляются только субъектами программной индустрии, имеющими соответствующее свидетельство (Письмо ГНС в г. Киеве от 02.10.2012 г. №6239/10/06-408). К счастью, всего пара месяцев понадобилось налоговым органам, чтобы разобраться и разъяснить, что эта льгота применяется к операциям, а не к определенным субъектам (Письмо ГНС Украины от 06.12.2012 р. №6709/0/61-12/15-1415).

Далее появилось письмо Государственной таможенной службы о том, что освобождение от НДС не распространяется на операции по ввозу программной продукции на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (то есть на материальных носителях) (Письмо ГТС Украины от 06.02.2013 г. №12/2-12.2/490). А Письмом от 26.03.2013 г. №4670/6/15-33-15 Государственная налоговая служба вывела из-под действия НДС-льготы также операции по поставке товаров (дисков, компьютеров) с записанным/установленным на них растиражированным программным обеспечением — обосновывая это формулировкой определения программной продукции, как результата компьютерного программирования.

И, наконец, в октябре 2013 г. Министерство доходов и сборов Украины своим Приказом №536 утвердило Обобщающую налоговую консультацию касательно особенностей налогообложения НДС операций по поставке программной продукции. На некоторые вопросы консультация дала исчерпывающие и понятные ответы. Однако ответы на вопросы 3 и 5 Обобщающей консультации внесли еще большую путаницу в возможность применения НДС-льготы. С одной стороны, в ответе на вопрос 3 разъясняется, что операции по поставке программной продукции освобождаются от налогообложения НДС независимо от того, поставляется ли такая продукция на материальных носителях, или передается покупателю другим путем, в том числе с использованием сети Интернет, по электронной почте либо другими средствами передачи информации. Но, с другой стороны, из ответов на указанные вопросы можно сделать вывод, что от НДС освобождаются только такие операции по поставке программной продукции, при которых происходит переход права собственности на такую продукцию согласно договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности. Очевидно, что дистрибуция программного обеспечения и отчуждение исключительных имущественных авторских прав на это ПО — это принципиально различные правоотношения. Причем в НКУ НДС-льгота для операций по отчуждению авторских прав на компьютерные программы вообще не предусмотрена…

Спасательный круг

Несмотря на такие ответы в Обобщающей консультации, многие компании, осуществляющие поставки компьютерных программ, решили применять НДС-льготу к своим операциям как прямую норму НКУ (тем более, что освобождение от НДС применяется в обязательном порядке без возможности отказа от применения этой льготы). Кроме того, дополнительное основание для такого применения дает ответ на вопрос 12 все той же Обобщающей консультации.

Другая часть поставщиков, дистрибуторов ПО использовала договорную модель лицензионных договоров в своих отношениях с правообладателями и конечными пользователями, признавая платежи по такому договору "роялти" — которые не являются объектом налогообложения НДС (пп.196.1.6 п.196.1 статьи 196 НКУ).

Однако ситуация изменилась с 1 января 2015г., когда вступила в силу новая редакция определения "роялти" в пп.14.1.225 п.14.1 статьи 14 НКУ. Теперь не считаются "роялти" платежи, полученные как вознаграждение за использование компьютерной программы, если условия использования ограничены функциональным назначением такой программы и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого использования (использование "конечным потребителем"). Возник естественный вопрос — можно ли применить к таким отношениям НДС-льготу по поставке программной продукции? И как это сделать?

Перспективы

Именно с целью урегулирования всех вышеизложенных спорных вопросов и планируется внесение изменений в НКУ в части определения терминов "программная продукция", "поставка программной продукции" и "онлайн-сервис".

Эти вопросы были затронуты и в ходе круглого стола "IT — законодательство: проблематика и перспективы, организованном Ассоциацией "IT Украины" 22 апреля 2015г. В ходе этого мероприятия представительница Государственной фискальной службы Украины отметила, что внесение изменений в НКУ — это долгий путь, а вот Обобщающая консультация, проясняющая все эти вопросы, поможет налогоплательщикам более оперативно. И такая консультация, по ее словам, сейчас находится в процессе написания и будет утверждена в ближайшее время.

Остается надеяться, что в этом документе действительно корректно будут разъяснены все спорные вопросы. В то же время изменения в НКУ будут призваны окончательно расставить все точки над "и" в вопросе НДС-льгот для поставки программной продукции.