10 шагов на пути к инновационной компании

Спикер CINO марафон Павел Рыжий, менеджер по инновациям Philip Morris Ukraine, в интервью Delo.UA о 10 шагах на пути к инновационной компании, сопротивлении переменам и мотивации

Тебя часто приглашают выступать и делиться опытом. Дай владельцу малого бизнеса совет — 10 шагов на пути к инновационной компании. С чего начать?

1. Сформируйте Предназначение компании.

2. Сформируйте Видение и Миссию.

3. Сформируйте и регулярно проводите ревизию стратегических направлений деятельности.

4. Чётко и глубоко понимайте своего потребителя, его истинные боли, потребности, желания.

5. Искренне старайтесь создать для него ценность, выраженную в ценностном предложении.

6. Создайте (и постоянно актуализируете с учетом меняющейся реальности) бизнес-модель, обеспечивающую максимально эффективный обмен создаваемой вами ценности для потребителя на финансовое вознаграждение для вас.

7. Формируйте гипотезы новых ценностных предложений, сервисов, продуктов и т.п.

8. Постоянно выделяйте те, успех которых не определен, и проводите эксперимент максимально быстро с наименьшими ресурсами, чтобы доказать или опровергнуть вашу гипотезу.

9. Постоянно проводите ретроспективы того, что делаете, осознавая и "капитализируя" как кто что получилось, так и (в особенности) то, что не получилось.

10. Постоянно приоретизируйте новые возможности, не хватайтесь за все одновременно, и здесь поможет навык Market Sizing-а для оценки размера каждой возможности.

Что читать фундаментального, чтобы пропитаться темой и не чувствовать себя дилетантом?

"Организации будущего" , "Маверик", "Дилемма инноватора", "От хорошего к великому", "Начните с почему", "LEAN Startup".

Также стоит регулярного читать такие сайты, как HBR, дайджесты Qmarkets, Tech Crunch, есть хорошие каналы в Telegram — #Six Articles, "Темная сторона", "Стартап дня", группа Braintuition в Facebook.

Сопротивление переменам, связанное с disruptions, как-то отличается от неопосредованного сопротивления инновациям? Какие самые типичные саботажи были в ходе твоих проектов?

Сопротивляться переменам — это нормально и даже, наверное, естественно. Но есть изменения которым сопротивляться невозможно, нужно меняться самому иначе не выжить. Но еще раз повторюсь — это очень сложно. И чем успешнее был твой предыдущий опыт — тем сложнее. Ведь очень не просто смириться с тем, что то, что ты знаешь и умеешь, то, что обеспечило тебе карьерный рост и успех ранее, теперь все менее актуально.

Часто так бывает и в наши дни, что вместо того, чтобы меняться самим, негативная реакция переключается на "гонца", принёсшего плохие вести — что мир поменялся и нам нужно адаптироваться.

Отдельно стоит тема контроля, ведь во многих организациях есть огромное количество людей, задачей которых является защита компании от всякого рода изменений. Типичные проявления таких сопротивлений чаще всего затягивание, неучастие, запреты, параллельное "делаем по-своему", прикрываемые действующими процедурами, правилами, политиками, стандартами и даже традициями.

Как определить, у кого из сотрудников самый большой потенциал стать союзником?

Экспериментальным путем — дать возможность людям проявить себя: увидеть возможности, найти решение, взять ответственность, рискнуть, попробовать, провести эксперимент.

Что людей такого склада мотивирует больше всего?

У каждого своя мотивация. Чаще всего мне приходилось наблюдать радость возможности повлиять на развитие компании, внести более существенный вклад, чем предполагает должностная инструкция. Немаловажным является желание и возможность получить известность (популярность) в компании. После нескольких успехов происходит осознание способности создавать дополнительную ценность для компании и желание участвовать в разделении этой дополнительной ценности. Ну и куда уж без самоорганизации и возможности созидания в области Предназначения компании (как его формирования/актуализации так и реализации).

Какие области бизнеса наиболее податливые для инновационных прорывов? С чего начинать/куда смотреть, чтобы получить быстрые победы?

Обычно, прежде чем генерировать прорывные инновационные решения, сотрудники хотят избавиться от ненужного. Соответственно, именно на улучшения в самом начале направлено их внимание. Дайте сотрудникам самостоятельно это определить. Хотя они и так все уже давно знают. Чаще всего речь идет о активностях напрямую не связанных с созданием ценности для бизнеса, при этом выполняемых теми, чья роль в компании как раз в основном и связанна с созданием таких ценностей. Ведь это хорошо, правда, когда торговый представитель, вместо заполнения очередного, дублирующего, отчета потратит это время на продажу дополнительной упаковки продукта или заключение еще одного контракта!

Прорывные же инновации часто лежат в области бизнес-моделей, неотъемлемой частью которых является сильное ценностное предложение, основанное на глубоком понимании истинных потребностей и проблем потребителя.

Насколько капиталоемка эта деятельность?

Не сказать чтобы очень. Основные статьи затрат это эксперты которые помогут выстроить процессы и систему, а также обучат "первую волну" последователей. Затраты на коммуникации и основная статья — это прототипирование и экспериментирование, и здесь уже все зависит от специфики деятельности компании и применяемых в прототипе технологий. Например, в некоторых отраслях для создания прототипа требуется построить завод. Но в 90% случаев речь идет о весьма подъёмных затратах, многие из которых при всем при этом еще и достаточно быстро окупаются.

Сейчас каждый второй лидер называет себя инноватором и практически каждая компания мнит себя инновационной. Как отличить зерна от плевел? Каковы индикаторы по-настоящему инновационного бизнеса?

По моему мнению, не в количестве истинно инновационная компания обладает способностью генерировать инновации, а реализовывает эту возможность в продуктах, услугах, сервисах. Обладает средой, платформой, условиями для этого, а не просто покупает готовые технологии у кого-то или подменяет понятия. Такая компания никогда не стоит на месте, она все время меняется, улучшается, развивается, экспериментирует. Она создает истинную ценность для потребителей, и если представить, что ее не станет, то очень легко также представить и понять, почему общество ярко почувствует эту потерю.

Креативность можно тренировать, даже если таковым не родился?

Да. Но не стоит ожидать, что все поголовно в вашей компании быстро станут интрапренерами, кто-то вообще никогда не станет, но с несколькими процентами от общего числа сотрудников уже можно рассчитывать на начало масштабных изменений в системе.