Почему в европейской стране платят за приезд скорой помощи — интервью с руководителем сети частных клиник Швеции

Как работает страховая медицина в Швеции, сколько стоит страховка и как живется в данной системе частным клиникам — в интервью Дэниэла Омана, CEO сети специализированных клиник в Швеции GHP

Delo.UA пообщалось с Дэниэлом Оманом во время воркшопа на тему "Измерение результатов и реализация современных ценностных бизнес-моделей в сфере здравоохранения". Воркшоп прошел 27-28 октября. Он один из трех в учебной программе, организованной Медицинской лабораторией "Синэво Украина"

Расскажите, как работает система здравоохранени я в Швеции?

Вся медицина в Швеции построена на страховой модели. Для каждого гражданина страны медицинское страхование обязательное. Наличие страхового полиса позволяет гражданам обращаться в медучреждения и получать пособия по болезни.

Сколько стоит медстраховка?

Базовая страховка стоит от 800 до 1 тыс. евро в год. Пакет покрывает услуги семейного врача (терапевта и педиатра). Экстренная медицинская помощь, то есть вызов "скорой", в Швеции платный. Но так было не всегда, было время, когда вызвать "скорую" ничего не стоило, тогда люди начали злоупотреблять этим и вызывать врача по поводу и без. Теперь экстренный вызов стоит денег. Платная в Швеции и специализированная медпомощь, то есть посещение таких врачей, как окулист или хирург. Операции тоже платные.

Да, у нас высокий уровень медицины, но при этом в государственных больницах длинные очереди, в среднем прием врача надо ждать 90 дней. Кроме того, устаревшее оборудование и недовольный условиями работы медперсонал. В таких медучреждениях высокая текучка кадров. Каждый год около 25% сотрудников увольняется из госбольниц.

А кто оплачивает страховку?

Все работающее население платит налоги в госбюджет, из которого, собственно, и формируется бюджет на медицину. Государство оплачивает 10% от базовой страховки каждому жителю страны и 100% незащищенным слоям населения (пенсионеры, дети до 16 лет и т.п.).

Что касается работоспособного населения, то оставшиеся 90% им оплачивает компания, где они работают. Если в трудовом договоре это не закреплено, то человеку придется самостоятельно оформить медстраховку. Но можно купить и более дорогую страховку, где будет более широкий перечень услуг, и она будет распространятся на вторичную и третичную ступень медицины.

Какие страховые компании работают у вас?

Сначала у нас были только государственные страховые компании, теперь же на рынке работают как государственные, так и частные страховщики.

Как частные клиники работают в медсистеме?

Расскажу на примере моей сети частных клиник GHP Specialty Care AB. Во-первых, мы участвуем в государственных закупках на медуслуги вместе с госбольницами. Около 45% доходов всех частных клиник Швеции наполняются из госбюджета. В свою очередь, бюджет госбольниц на 90% состоит из госзаказа. Во-вторых, мы работаем со страховиками по общепринятым схемам.

А что насчет персонала, вы упомянули, что около 25% работающих в госбольницах увольняются. Они переходят в частный сектор?

Скорее всего, да. Но вопрос не в деньгах, ведь уровень оплаты в государственных и частных больницах одинаковый. К примеру, хороший врач может получать до 10 тыс. евро в месяц, медсестра до 4,5 тыс. евро, а санитары — до 3,5 тыс. евро. В большинстве случаев люди уходят из-за больших нагрузок и плохих условий работы. В частном секторе все более нормировано и предсказуемо. Врач может регулировать свой график самостоятельно.

Вы довольно крупная частная сеть больниц. Расскажите, как построена ваша работа?

На рынке Скандинавии сеть GHP Specialty Care AB существует уже 11 лет. В нее входят 24 клиники, которые находятся в Швеции, Дании, Финляндии и ОАЭ. Каждая из клиник имеет свою специализацию. Основные направления деятельности — проблемы опорно-двигательного аппарата, нейрохирургия, диабет. Сейчас 25% всей сети — это центры хирургии спины и ортопедии. В наших планах развитие сети по всем направлениям медицины. А расти мы намерены "органически", исходя из спроса клиентов. В среднем наша прибыль растет на 8% в год.

Почему было принято решение выходить на рынок Ближнего Востока — ОАЭ?

Вы знаете, было пару причин. Во-первых, просмотрев статистику нашей посещаемости в Скандинавии в 2006 году, мы увидели, что много наших пациентов — жители Ближнего Востока, а именно ОАЭ. Во-вторых, изучив рынок ОАЭ, мы увидели, что там очень низкий уровень медицинского обслуживания и завышенные цены на него.

Первую клинику мы открыли в 2008 году. А на сегодня у нас уже 4 собственных клиники вместительностью от 150 до 50 койко-мест. В планах GHP расширить свое присутствие в этом регионе.

Сколько стоит открыть одну больницу вашей сети?

Минимальная сумма вложений в одну больницу 20 млн евро. Отмечу, что в эту сумму не входит строительство самого здания. Поэтому в каждом регионе мы ищем локального партнера, который предоставит помещение. Так было и в ОАЭ, на нашу идею откликнулся местный инвестор.

Какие особенности работы в восточном регионе?

На Ближнем Востоке высокий спрос на лечение ожогов, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.

Как только вышли на рынок, столкнулись с нехваткой квалифицированного медперсонала и нерелевантной ценой за услуги. Даже сейчас в учреждениях сети работает только 15% местного населения, а всех остальных специалистов мы привезли из Скандинавии.

На что вы обращаете внимание при выборе страны, в которой открываете больницу?

Выход на новый рынок — затратный процесс не только в отношении денег, но и времени. Для начала мы проводим анализ рынка. Полученные данные помогают понять, что здесь происходит, кто наш потенциальный клиент, какие особенности законодательства. Потом открываем офис в этой стране, запускаем подготовительную кампанию, следим за локальными игроками и фармпроизводителями. Параллельно ищем нашего будущего партнера, так как сами стены больниц мы не строим, мы привозим в новую для нас страну наших экспертов и услуги.

На данный момент наша долгосрочная стратегия — укрепить наше присутствие на тех рынках, на которых мы уже работаем.

А как насчет выхода на украинский рынок?

На данный момент мы не планируем выходить на новые рынки, и Украина не исключение. Сейчас мы получили предложения из Китая и ряда других стран, но всем отказываем. Когда-то мы планировали выходить на рынок Чехии, Англии, Египта, мы даже рассматривали Россию, но вовремя поняли, что это очень дорогое удовольствие. Ведь на каждом из рынков своя культура, законодательство и нужно много усилий, чтобы стать действительно хорошей клиникой. Нужно знать много мелочей.

Если бы вы спросили нас об этом 6-7 лет назад, мы бы сказали "почему бы и нет?!", но сейчас вы для нас недостаточно развиты и к тому же слишком маленькие. И мы не уверены, что вложенные в Украину инвестиции окупятся.

Как насчет медицинского туризма? Вы развиваете это направление у себя в клиниках?

Если говорить о медицинском туризме, то для нас это не приоритетное направление. В нашем видении, это сложная цепочка взаимоотношений людей из разных стран, культур, обществ. Мы никак не развиваемся в этом сегменте и не открываем представительств в других странах. Благодаря пациентам с Ближнего Востока мы увидели, что иностранные клиенты очень требовательны и им важно присутствие близких во время лечения. Опыт показывает, что как только планировался визит клиента с Ближнего Востока, то приходилось принимать пациента еще с 5-10 близкими.

Сейчас мы считаем, что в медицинский туризм не стоит инвестировать. Хотя у нас много клиентов из Европы, Китая, России.

Из Украины к вам приезжают?

Среди наших пациентов нет украинцев. А вот почему на нас нет спроса со стороны украинцев, я даже не знаю.