Почта: от доставки писем — к крупнейшему логистическому оператору страны

Почтовая служба подобна айсбергу: в видимой части — услуги, которыми пользуются частные лица и организации, а в невидимой — сложнейшая инфраструктура, необходимая для этой работы. В большинстве стран Запада почтовые компании работают не только как операторы по доставке посылок и корреспонденции, но и как государственные банки, выдавая пенсию, обрабатывая коммунальные платежи, осуществляя почтовые переводы

Принадлежащей государству "Укрпочте" предстоит добиться амбициозной цели — стать крупнейшим поставщиком услуг населению и логистическим оператором страны. Это уже сделали почтовые ведомства ряда стран — лидеров мировой экономики. Они сумели опередить конкурентов — крупные коммерческие структуры, банки, логистические и телекоммуникационные компании.

Сейчас в Украине проходит активная политика корпоратизации, в рамках которой "Укрпочта" будет преобразована в публичное акционерное общество. Это сделает модель управления бизнесом более гибкой, упростит управление имуществом и повысит прозрачность всех процессов. Однако для устойчивости развития, повышения эффективности использования активов и качества услуг недостаточно изменить лишь форму организации компании. Необходимо пересмотреть многие бизнес-процессы, провести масштабную трансформацию, направленную на качественное улучшение каждого участка деятельности компании.

Суть бизнес-трансформации — в качественном изменении подходов к развитию компании, ориентации на перспективные рынки услуг и товаров, своевременности и обоснованности управленческих решений. Этот процесс включает в себя меры по укреплению позиций на рынке, организационной структуры, совершенствованию человеческого капитала и корпоративной культуры. И первым этапом трансформации является комплексное внедрение ERP-системы.

На сегодняшний день это стандартная бизнес-практика любого почтового оператора. Около 70% крупнейших почтовых служб мира, в том числе Royal Post, SwissPost, ItalPost, Deutsche Post и Austrian Post уже применяют такие решения, поставив современные технологии на службу эффективности. Один из недавних ярких примеров — бизнес-трансформация почтовой службы Royal Mail. В процессе приватизации, призванном улучшить качество предоставляемого сервиса и доходность компании, Royal Mail необходимо было решить три критически важных задачи: устранить "черную дыру" в Пенсионном фонде, сохранить и модернизировать городские почтовые отделения и заручиться поддержкой сотрудников. Сделала она это весьма грамотно. Распоряжение пенсионными активами и пассивами взяло на себя Британское казначейство. Сеть почтовых отделений была отделена от курьерских служб и передана в управление государству. Наконец, сотрудникам Royal Mail предоставили акции в новой приватизированной компании, социальные гарантии и долгосрочные пенсионные выплаты. В результате Royal Mail, еще в 2013 году признанная государством "неспособной выжить в текущей форме", уже принесла свыше 3,1 млрд фунтов стерлингов в британскую казну.

Весной 2013 году, после тщательного изучения опыта бизнес трансформации итальянской почты ItalPost, "Укрпочта" решила начать бизнес-трансформацию, направленную на повышение эффективности всей организации, на базе SAP ERP. В рамках первого этапа проекта главный почтовый оператор ввел в эксплуатацию решения по казначейству, контроля наличия бюджета для осуществления оплат и договорного учета. Эти шаги позволили Генеральной дирекции централизовать и сделать прозрачными с точки зрения документооборота все платежи, осуществляемые филиалами и центрами почтовой связи. Данная система предусматривала до 11 уровней согласования платежного поручения с фиксацией автора заявки на платеж и всех участников цепочки согласования. На этом этапе также был создан единый справочник контрагентов, товарно-материальных ценностей и единый реестр договоров с компаниями-поставщиками.

Второй этап начался в конце 2013 года и предусматривал внедрение базовых модулей ERP, а именно финансы, контроллинг, материальный учет, учет доходов, бюджетирование, кадровый учет, CRM. По итогам второго этапа в продуктивную эксплуатацию было запущено только решение по взаимоотношению с клиентами — юридическими лицами. В настоящий момент проект по внедрению единой ИТ-платформы находится в замороженном состоянии уже около полутора лет.

Без ERP-системы — основы эффективного бизнеса компании — невозможно достичь конкурентного преимущества на рынке, и "Укрпочта" уже начинала эту важную работу. Интересно отметить, что все пять рекомендуемых Министерством инфраструктуры Украины кандидатов на должность генерального директора "Укрпочты" апеллируют к проблемам, которые устраняются внедрением ERP-системы.

В это время в стратегиях ведущих почтовых компаний по всему миру уже реализуются следующие этапы трансформации после создания единой ИТ платформы — инвестиции во внедрение инновационных решений, отвечающих современным рыночным трендам. Таким, как рост популярности сервисов электронной коммерции, потребность в быстрой доставке посылок, расширение использования возможностей бизнес-аналитики для управления спросом, планирования и прогнозирования развития компании. Например, Deutsche Post DHL в ближайшие пять лет основные усилия направит на развитие логистических услуг, внедрение корпоративных учебных программ для повышения качества обслуживания и корпоративного духа, улучшение сервисов электронной коммерции (e-commerce) и увеличение их доходности.

Кроме того, что внедренная в "Укрпочте" ERP-система способствовала бы более четкому управлению материальными потоками, автоматизировала склады, сделала прозрачным процесс отслеживания посылок и улучшила взаимодействие с контрагентами, она также имела бы потенциал для внедрения инноваций, например, e-commerce. Опрос, проведенный hybris и Accenture, показал, что услуга самостоятельного получения онлайн-товаров в магазине стала одной из ключевых возможностей для ритейлеров в конкуренции с онлайн-торговлей. Решение для электронной коммерции помогло французскому почтовому оператору, второму по величине в Европе, увеличить онлайн-доходы с 40 млн евро до 100 млн евро. Международная служба экспресс-доставки DPD, работающая более чем в 40 странах мира, с помощью решения по управлению биллингом и доходами увеличила производительность на 20%.

На волне бурного развития инновационных технологий в ближайшие несколько лет соотношение игроков на рынках может кардинально поменяться. И "Укрпочта" с ее разветвленной сетью отделений может извлечь пользу сразу по двум направлениям: получить дополнительный доход и предоставить населению современные, востребованные услуги.

Компании, построившие основу для бизнес-трансформации — ERP-систему, дающую возможность целостного и эффективного управления всем комплексом бизнес-процессов, смогут на равных конкурировать с теми, кто этот этап уже прошел. И в случае когда речь идет о госструктуре, более мудро расходовать бюджеты, не тратя время на метод проб и ошибок.