НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Под угрозой рекорда: обновит ли Украина в этом году исторический максимум урожая

Под угрозой рекорда: обновит ли Украина в этом году исторический максимум урожая
И почему ожидаемые 75 млн тонн зерна — это не для всех хорошая новость 
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Украинские аграрии выполнили половину плана по уборке урожая. По данным Минагрополитики, ранние зерновые убраны на площади 9,8 млн га или 99% от засеянного. Собрано 38,5 млн тонн зерна, из которых 28,2 млн тонн — пшеница. По данным аналитиков компании "Украгроконсалт", темпы уборки на середину августа опережали прошлогодние показатели у пшеницы (+3%), ячменя (+7%), овса (+7%), озимого рапса (+29%). Уборка ржи идет на 18% медленнее, чем в прошлом году.  Средняя урожайность составила 39,1 ц/га, против 34,8 центнера с гектара в прошлом году по группе ранних зерновых. А урожайность выше прошлогодней зафиксирована у пшеницы (+10,7%), ячменя (+16,1%), ржи (+5,3%) и овса (+4,9%). По словам замминистра агрополитики Владимира Топчия, период перезимовки был благоприятным для сохранения посевов озимых культур, а весной погода была даже лучше прошлогодней — с умеренными температурными режимами и близкой к норме влагообеспеченностью. 

"Нет оснований полагать, что урожай ранних зерновых культур 2019 года в Украине будет ниже прошлогоднего", — прогнозировал замминистра в мае. Спустя три месяца этот прогноз сбылся с перевыполнением. 
Официальный прогноз урожая украинское Министерство агрополитики еще не озвучило, хотя американский Минсельхоз сделал это еще несколько месяцев назад. Согласно отчету USDA, урожай в Украине в 2019 году составит 75 млн тонн. Это максимальный показатель за историю наблюдений и на 5 млн тонн больше прошлогоднего — тоже рекордного урожая.  В прошлом году рекорд в 70 млн тонн стал неожиданностью, так как всю первую половину сезона отрасль дружно переживала о состоянии посевов вследствие засухи и дождей, а потом — о качестве собранного зерна. Урожай-2018 наполовину был обеспечен кукурузой, рекордный вал которой компенсировал недобор по группе ранних зерновых. В этом году рекорд более очевиден, так как результат уборки ранних зерновых уже превысил прошлогодний результат, а в поздних зерновых львиную часть вала формирует кукуруза, для созревания которой установились благоприятные условия.

Зерно на вывоз 

Параллельно Украина входит в активную фазу экспорта зерна с присущими этому периоду проблемами в части железнодорожной логистики. Старт традиционному "зерновому коллапсу" в этот раз дал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, заявивший, что значительная часть урожая может быть потеряна из-за "проблем с логистикой, и, в частности с железнодорожным транспортом, который является главным перевозчиком аграрной продукции с долей порядка 63%". "Проблема в серьезном дефиците локомотивной тяги, из-за чего многие производители сельхозпродукции не успевают перевезти ее в срок", — сказал он.  Потери, по его мнению, могут составить до 5 млн тонн, преимущественно пшеницы, ячменя, гречки. Исходя из средней цены тонны в 160 долларов, общий ущерб, по оценке главы УАК, исчисляется сотнями миллионов.  Исходя из прогноза урожая в 75 млн тонн  экспортный потенциал Украины на текущий сезон находится в диапазоне 45-50 млн тонн. Не менее 25 млн тонн должно быть вывезено до конца календарного года с максимальной интенсивностью в осенние месяцы.  Председатель Ассоциации владельцев вагонов Александр Криворучко также не исключает, что задача доставки зерна в порты может оказаться непосильной для "Укрзализныци". "Коллапс уже имеет место. На основные рынки сбыта мы перевозим нашу продукцию через порты большой Одессы и вот там у нас есть несколько факторов. У нас ситуативно получается нехватка локомотивов", — сказал он.  Обычно недостаток мощностей железной дороги на пике сезона перекрывается автотранспортом, но в этом году этот канал частично недоступен, так как на август-сентябрь запланирован рекордный ремонт дорожного полотна.  Таким образом, автодороги, которые традиционно выступали компенсатором, в этом году, будучи частично закрытыми, наоборот, увеличат нагрузку на железнодорожный транспорт. В свою очередь, председатель правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов назвал ситуацию "дежавю по-железнодорожному", которое повторяется каждый август и уверил, что 1) железная дорога полностью готова к вывозу зерновых нового урожая и 2) имеет для этого все необходимые ресурсы. По его словам, текущие мощности УЗ позволяют перевозить до 40 млн тонн зерновых грузов в год.  "Мы можем выйти на 3,8 млн тонн ежемесячно, если будет ритмичный заказ и планирование на год", — заявил  Кравцов. При этом стратегическая программа развития УЗ предусматривает наращивание мощностей для возможности перевоза до 5 млн тонн зерновых грузов в месяц. С начала сезона (а это 1 июля 2019 года) в порты перевезено 4,26 млн тонн зерновых, что на четверть больше результатов  аналогичного периода прошлого года. Отметим, что опасения участников рынка как минимум объяснимы, поскольку в прошлом году железная дорога работала с перебоями, формируя многодневные "пробки" из вагонов с зерном в южном направлении. В УЗ объясняют, что проблема была на стороне портов, а причина зерновых заторов — в частности в неэффективной работе стивидоров. Сам железнодорожный монополист готов обеспечить ритмичную поставку зерновых грузов: увеличить объемы перевозок удалось за счет организации зерновых маршрутов — с начала июля "Укрзализныця" ежедневно формирует не менее 10 маршрутов из собственного вагонного парка. Также расширились вагонный парк и парк локомотивов.  Вопреки этим бравурным уверениям, УЗ была вынуждена ввести с 16 августа 2019 года бессрочный запрет на отгрузку зерна и зернобобовых для ряда компаний-экспортеров в направлении терминалов в Николаевском морском порту из-за перегруженности инфраструктуры.  

Цена вопроса 

Цена на украинский урожай зависит в том числе от показателей уборки в других странах — поставщиках зерна из Причерноморского региона. В России до последнего времени доминировали самые оптимистичные виды на будущий урожай, которые в последний месяц резко сменили тональность. Причина — непогода (дожди и засуха), из-за которой в 15 регионах России был введен режим чрезвычайной ситуации. Прогнозы урожая пока радикально не понижаются (но не исключено, что это произойдет в будущем), и остаются на уровне 120-123 млн тонн, из которых около 80 млн — это пшеница.  Напротив, в Казахстане, по данным аналитиков "Украгроконсалт", погодные условия были благоприятными для полного созревания зерна и завершения уборочных работ.  Что касается мировых цен на украинское зерно, то ориентиром может служить недавний тендер Египта, который закупил пшеницу происхождением из Украины и России с поставкой с 15 по 30 сентября 2019 года. Средняя цена закупки составила $199,75 FOB плюс $18.25 фрахт.  Также цены может подтолкнуть к росту возможное снижение фактических урожаев по сравнению с планами. USDA снизили ожидания производства и объема торговли из-за неурожая в Турции, ЕС, Казахстане и России. Несмотря на то что в 2019/20 МГ мировой урожай пшеницы ожидается на рекордном уровне 768,07 млн тонн (+38 млн тонн за сезон), прогноз мирового экспорта пшеницы месяц от месяца снижается — в июле на 2,3 млн тонн, в августе еще  на 0,48 млн тонн до 182,6 млн тонн. Мировые конечные запасы пшеницы были скорректированы вниз на 1 млн тонн (285,4 млн тонн; +10 млн тонн к 2018/19 МГ).