Полет с турбулентностью: как на ВДНГ внедряют инновации

Генеральный директор национального комплекса "Экспоцентр Украины" Евгений Мушкин — о нелегком и небыстром пути изменений для госпредприятия

Монорельс, который соединяет выставочные павильоны ВДНГ, университеты и арены для концертов уровня Bjork. Романтичней будущего для государственного предприятия родом из СССР, казалось бы, не придумаешь. Но постройка этого будущего в реалиях Украины, правда, зависти не вызывает.

Без преувеличений, любая государственная структура сегодня — потенциальная взлетная полоса для инноваций. В контексте наших реалий она похожа на проселочную дорогу где-то в Полтавской области, которую добивают тяжелые фуры бюрократии. Есть площадка для взлета, но из-за тех самых выбоин процесс полета навстречу светлому будущему проходит крайне мучительно.

Если ничего не менять, госпредприятие начнет чахнуть. Но если начать менять все сразу и сломя голову, то можно навредить. Любое успешное развитие — разумный баланс между амбициями к изменениям и консерватизмом с сохранением лучшего. Для того чтобы его сберечь, у вас должен быть хороший самолет.

Самолет, который нужно привести в порядок, иначе не сдвинется с места

Команда — и есть самолет для каких-либо изменений внутри предприятия. В госструктурах, как правило, большая часть этих команд состоит из старожилов, многие из которых не желают сдвигать аппарат с мертвого точки. Никакого эйджизма, но махина не попрет навстречу переменам, если хотя бы один из членов экипажа будет тянуть топливо из бака. С такими нужно прощаться, искать замену. Но и этого будет недостаточно.

По своему опыту я понял, что для того, чтобы получить шанс на успех подобных изменений, необходимы 2 компонента: профессиональная порядочная небезразличная команда ключевых менеджеров и полномочия на изменения.

Сейчас все существенные проекты так или иначе связаны с непосредственным взаимодействием с ведомствами: как государственными, так и муниципальными. Без помощи, например, со стороны президента и его команды, мы бы в комплексных вопросах развития двигались безумно медленно. Возможно, в этом Экспоцентр — исключение, но это пример того, как может быть по-другому, а значит — один из важных шагов на пути к трансформации государства в целом.

Скрипел, стучал, но таки готовился к полету

Миллениум парк в Чикаго, район культуры в Гонконге, Олимпийский парк в Лондоне — это те примеры из мировой практики, на которые мы ориентируемся. Эти проекты реализованы при финансовой поддержке соответствующих государств, перед нами же сверхамбициозная задача — ВДНГ обязан стать культурно-инновационным центром страны без привлечения денег налогоплательщиков.

Разрабатывая стратегию развития Экспоцентра на ближайшее 40 лет, к процессу мы подключили лучших в отрасли, а команда Экспоцентра уже понесла определенные изменения. Стратегия — есть, осталось малое — заставить нашу машину сдвинуться с места, и перейти к самому сложному — этапу взлета.

Что происходит на взлетной полосе? Почему так медленно?

Нам понадобился год для того, чтобы сделать из Экспоцентра территорию хотя бы частично cashless (безналичных платежей). Это было сделано для того, чтобы люди меньше стояли в очередях, чтобы контролировались потоки информации и денег, а работа была максимально прозрачной и при этом — удобной. Начали мы с открытия небольшого автоматизированного отделения банка летом, а уже зимой смогли внедрить систему примерно на 70% (остальные расчеты остались в форме наличных). Вы можете сказать медленно, но вы даже не представляете, какие проекты не реализуются вовсе. Почему?

Государственные учреждения не могут самостоятельно сдавать в аренду имущество, которым владеют. Инвестор же, который хочет создать бизнес в одном из павильонов, должен пройти через Фонд Государственного Имущества и Государственного управления делами Президента, который является органом управления Экспоцентра. Инвесторам получать "добро" – сложно. По Закону, например, эта процедура должна занять не больше нескольких недель, хотя в частном секторе договор аренды можно заключить в считанные часы.

За 10 месяцев моей работы на ВДНГ из четырех случаев, двое потенциальных арендаторов отказались на этапе решения вопросов на уровне Фонда. Первый хотел разместить на крышах павильонов солнечную электростанцию. Второй — открыть образцовый детский центр с новыми методами развития детей.

Если же речь идет о строительстве новых объектов, то для учреждений со статусом "национальный" есть один-единственный путь — инвестиционный договор между государственным и частным партнерами. Договор о совместной деятельности должен быть согласован органом управления (в нашем случае ДУС), Фондом госимущества, Министерством финансов, Министерством юстиции, Министерством экономического развития и, конечно же, Кабмином. Если хотя бы один из этих органов откажет, проект просто не будет существовать. И не важно, что скажут другие.

В ближайшее время я буду инициировать изменения на уровне Кабмина. Цель – чтобы ВДНГ, как учреждение, которое не финансируется из бюджета, получало все 100% аренды, а не 30%, как это происходит сейчас. Конечно, этот шаг только частично решит проблему развития парка, но он будет только первым на пути к изменениям и потому чрезвычайно важен для всех нас.

Что касается инвестиционных проектов, то мы как раз сейчас впервые проходим путь согласования подобного договора о совместной деятельности (в соответствии с Постановлением Кабмина №296). Когда мы его полностью пройдем, я буду в состоянии оценить, насколько такой путь может стать проходным для других инвесторов и понять, что с этим делать дальше: всех инвесторов водить по этому маршруту, либо инициировать изменения в законодательстве.

Роль государства — создать максимально прозрачные и удобные условия для внедрения инновационных проектов. (ВДНГ —  хорошая платформа для теста этих условий в работе.) И пока этого не случится, трансформации госструктур и дальше будут напоминать попытку взлета по битой взлетно-посадочной полосе. Перед очевидным полетом с турбулентностью.