Полезные эмоции: Ксения Прожогина из МХП об эмпатии и эмоциональном интеллекте

Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций агрохолдинга МХП, о том, почему топ-менеджер не может быть успешным без эмпатии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Что такое эмоциональное лидерство?

Эмоциональный лидер — это человек, который обладает эмпатией. Для него важно, как он влияет на людей во время встреч, как он их мотивирует. Он интересуется жизнью подчиненных. Этот человек знает, чем живут их семьи, дети. Тогда сотрудники понимают, что они не просто члены коллектива, а члены команды, в которой все играют друг за друга.

Я считаю, что человек без эмпатии в принципе не может быть руководителем. Тем более что давно прошли времена рынка людей, сейчас у нас рынок компаний. И каждый человек может выбирать ту компанию и того руководителя, с которым ему хочется работать. Уже давно никого не удивишь сменой работы раз в год.

Как не перейти грань и не создать слишком близких отношений с сотрудниками?

Конечно, баланс необходимо соблюдать. Речь идет не о том, что нужно ежедневно интересоваться тем, чем занималась семья сотрудника или как выступили на школьном празднике его дети. Я говорю о том, что руководителю нужно так расположить к себе людей, чтобы во время корпоративных развлекательных или командообразующих мероприятий они не боялись общаться на нерабочие темы.

Любому человеку важно знать, что в случае возникновения серьезной проблемы ему есть к кому обратиться. И лидер должен создать атмосферу, где работают люди, а не машины.

Как уровень доверия к руководителю влияет на результаты работы компании?

Прямопропорционально. Если лидер построил доверительные отношения с сотрудниками, им не нужна дополнительная мотивация для выполнения задач, даже сверх запланированных. Почему? Да потому что они уверены, что руководитель их не подведет. Конечно, доверие нужно завоевывать, поэтому руководителю необходимо постоянно доказывать, что люди в нем не ошиблись.

Когда руководитель поддерживает сотрудников, они хотят поддерживать руководителя. Я считаю, что в тех коллективах, где есть доверительные отношения, люди делают гораздо больше необходимого.

По результатам эмоционального мониторинга сотрудников вашей компании вы можете выделить наиболее продуктивные и наиболее непродуктивные эмоции?

Наша система мониторит не только эмоциональное состояние, но и результативность сотрудника. Мы видим, с какими эмоциями какие люди наиболее результативны. Дать стандартизированную оценку не получится. Многое зависит от выполняемых функций и от психотипа человека. Например, люди, которые занимаются рутинной работой, вызывающей в них интерес, будут всегда более сосредоточены. Креативщики результативны в совершенно другом эмоциональном состоянии.

Нам удалось сформировать эмоциональные про­фили различных функций. Теперь мы можем выявлять, в какой функции будет более продуктивен человек с определенным эмоциональным психотипом.

Это стало открытием для нас самих. Мы не ожидали получить такой результат, но очень рады этому, потому что теперь можем предложить людям действующий инструмент выбора функциональных обязанностей и определения наилучшего направления их карьерного развития.

Это может повлиять на улучшение развития карьеры людей?

Конечно, но только в том случае, если они сами захотят развиваться. Один человек, выполнив задачу, принимается за новую, а другой идет пить чай. Основа у обоих может быть одинаковой, но распоряжаются они ей по-разному, поэтому и результаты у них будут разные. Мы предлагаем сотрудникам много онлайн-курсов, дистанционное обучение и т. п. Но если, например, руководитель скажет человеку, что он будет четыре дня работать, а один день заниматься самообучением, сотрудник, скорее всего, начнет саботировать этот график просто потому, что это не его решение, а навязанная необходимость.

Какие эмоции вас включают в работу в начале дня?

В начале дня меня включают мысли о семье. Мне нужно позаботиться о ребенке, выгулять и накормить двух собак… Все ждут моей заботы. И я знаю, что мне тоже необходимо проводить какое-то время с семьей, чтобы мы не теряли нашей связи, даже несмотря на то, что большую часть дня я нахожусь вне дома.

Я не большой любитель рано вставать, но за много лет уже настолько выработалась эта привычка, что по-другому не получается. Вообще, деление на "сов" и "жаворонков" очень относительное. Любой человек может при желании научиться вставать тогда, когда он запланирует. Организм самообучаем, главное — хотеть и делать. Это то же самое как начать заниматься спортом. Если нет желания, не будет результатов. Я много лет сопротивлялась спорту, пока не нашла то, что мне нравится — бег и гимнастику. Теперь это превратилось в мое хобби, от которого я получаю удовольствие.

Что вам дает бег и гимнастика кроме того, что это хобби?

Во время занятий гимнастикой я отвлекаюсь от жизни на высоких скоростях. А когда я бегаю, у меня появляются новые мысли, идеи, проекты. Я обдумываю текущие вопросы, ищу решения, разрабатываю стратегии… Это время, когда я наедине с собой и могу спокойно подумать.

А в рабочее время вам не удается это сделать?

Мое рабочее время заполнено встречами либо с клиентами и партнерами, либо с сотрудниками. Как только я появляюсь в офисе, у всех сразу находится вопрос, который срочно нужно со мной обсудить. Я считаю, что если топ-менеджеру нужно обдумать стратегические моменты, ему лучше это делать вне офиса.

Вы мониторили собственные эмоции? Какие из них наиболее продуктивны?

Я креативный человек. Меня мотивируют идеи, новые проекты. Я очень не люблю рутину, она меня просто угнетает. Поэтому все рутинные вопросы я стараюсь передавать людям, для которых они комфортны. Или придумываю проекты, как вообще избавиться от рутинных задач в наших функциях.

Сейчас в компаниях все больше принято работать проектно, при этом практически отсутствует право на ошибку. Как в большом холдинге наладить такую работу?

Нужно формировать правильную структуру, то есть руководитель должен разделить направления, которые занимаются операционной деятельностью, и подразделения, которые в это время занимаются трансформацией бизнеса. Сейчас у нас рождается совершенно новое подразделение как раз для того, чтобы трансформировать нашу коммерческую модель. Это подразделение будет отдельным бизнесом, который постепенно трансформирует коммерческую, а затем и производственную модель.