Практические советы: как экспортировать косметику в Канаду

Оксана Березняк, руководитель департамента морских перевозок группы логистических компаний ZAMMLER во время Cosmetics Ukraine 2017 International Forum, рассказала, как украинским производителям начать возить свою косметику в Канаду

Канада остается одной из самых перспективных стран для экспорта украинской косметической продукции. Только за 2016 год украинские производители косметики экспортировали в Канаду продукции на $90 тыс. При этом ожидается, что экспорт начнет расти, как только вступит в силу ЗСТ с Канадой.

Доставка косметики в Канаду

В доставке косметических средств есть свои тонкости, которые важно учитывать, планируя экспорт продукции. Наиболее подходящие способы доставки косметических средств с Украины в Канаду:

  • контейнерные перевозки — для перевозок больших объемов товаров (не менее 11 м3);
  • сборные отправки — для небольших партий до 2 коробок (до 11 м3);
  • авиаперевозка — для партий от 10 кг до 3 тыс. кг, а также для дорогой косметики.

При этом при доставке косметики и средств гигиены есть свои нюансы.

Температурный режим. Очень многие косметические средства требуют жесткого поддержания определенной температуры, как правило, пониженной, но не низкой. Обычно рекомендуемая температура для перевозки косметики +10 оС. Подавляющее большинство косметических средств нельзя охлаждать ниже указанной температуры. Многие средства теряют свои полезные свойства и при превышении допустимой температуры.

Таким образом, в первую очередь следует обратить внимание на климатические возможности транспорта перевозчика. В основном для перевозки косметики используют транспорт с рефрижераторной установкой, которая позволяет поддерживать необходимый температурный режим и влажность на одном уровне долгое время. Для перевозки на небольшие расстояния можно использовать изотермические кузова, для дальних расстояний подойдет рефрижераторный контейнер.

Страхование . Учитывая специфику товара, на этапах доставки которого могут проходить различные процедуры (переупаковка, погрузочно-разгрузочные работы, временное хранение на складе, доставка несколькими видами транспорта до пункта назначения, досмотры таможенными органами и т. д.), данный вид товара желательно страховать. Это позволит уменьшить риски, связанные с финансовыми потерями, а именно: хищением, потерей, повреждением товара, недостачей и т. д.

Особое внимание следует обратить на перевозку опасных, легковоспламеняющихся и хрупких грузов. Есть много видов косметических средств, содержащих спирт или другие легковоспламеняющиеся вещества. Поэтому компания-перевозчик должна иметь все необходимые знания о правильной перевозке такого опасного груза. Для обеспечения сохранности всех полезных свойств многие косметические средства сразу фасуются производителями в стеклянную тару, что также требует от перевозчика особого внимания и осторожности. При осуществлении перевозки такого рода тары, она должна быть помечена необходимыми символами и знаками, а также надежно закреплена в соответствие с техникой безопасности.

При этом отправителю стоит следить за равномерным распределением товара в картонной таре, избегать пустот в коробках, не допускать перевозок навалом, также не допускать, чтобы более тяжелые товары были сверху упакованной косметики.

При некачественной упаковке товара может возникать испарение воды, улетучивание спирта, других растворителей, улетучивание ароматических веществ, разлив, бой, повышение вязкости, затвердевание, ослабление запаха (синтетических душистых веществ), изменение запаха (натуральных душистых веществ), изменение цвета, порча ингредиентов и др.

Документооборот для экспорта в Канаду

Многие косметические средства требуют оформления дополнительных разрешительных документов, сертификации в регионе доставки, сопроводительной документации к опасному грузу и т. п. Компания-перевозчик всегда заранее сообщит о наборе документов, которые необходимо оформить до перевозки. Особенно это важно в случаях пересечения государственной границы, когда происходит таможенная очистка косметики.

Примерный перечень необходимых документов:

  • аккредитация на таможне (учетная карта);
  • внешнеэкономический контракт с приложениями;
  • приложение (сертификация) на конкретную поставку;
  • бланки CMP (в зависимости от вида транспорта);
  • данные водителя;
  • данные перевозчика (адрес, телефон, код ЕГРПОУ);
  • счет-фактура с указанием страны происхождения товара, условий поставки, контракта и т. д.;
  • упаковочный лист (если данные по весу не указаны в инвойсе);
  • сертификат качества, паспорта, технические/химические описания;
  • сертификат здоровья (зависит от типа косметики);
  • документ на приобретение товара (если отправитель не является производителем) — договор на приобретение товара на территории Украины, расходная накладная;
  • приходные накладные, платежные поручения. От производителя товара — калькуляция затрат на производство. Все документы в копии, заверенные печатью предприятия;
  • сертификат происхождения товара, форма-А (если товар произведен в Украине);
  • MSDS (лист безопасности) от производителя от АДР груза.

При этом, если ТМ продукции, которая экспортируется, зарегистрирована в реестре прав интеллектуальной собственности, у экспортера должно быть отдельное разрешение. Проверить данную информацию можно на сайте ГФС.

Проблемы, которые могут возникнуть:
  • некачественная упаковка;
  • неправильное распределение товара внутри транспортного средства;
  • отсутствие маркировки (требование к транспортировке) или ошибки в маркировке;
  • отсутствие состава продукции;
  • незаявленная ТМ;
  • отсутствие заявленного объема и массы продукции в упаковке;
  • несоблюдение температурного режима;
  • несоблюдения режима фактора безопасности при перевозке опасных грузов;
  • запрет на перевозку некоторыми видами транспорта определенных групп косметических товаров (например, аэрозоли нельзя перевозить авиатранспортом) и др.

Важно подчеркнуть, что при организации экспорта, вопросы логистики лучше поручить логистическому оператору, который уже положительно себя зарекомендовал на рынке. Желательно, чтобы компания, была 3PL-оператором, могла организовать перевозку любым видом транспорта, а также предоставляла таможенно-брокерские услуги.