- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Правила раздора: Государство спасает МАУ ценой всего авиарынка
Министерство юстиции уже на следующей неделе опубликует новый Порядок назначений на авиамаршруты. Он, как сообщили Delo.UA в ведомстве, начнет действовать с 15 декабря. Новый Порядок, утвержденный Госавиаслужбой (которую возглавляет бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк) 24 октября и зарегистрированный в Минюсте 13 ноября, стал настоящей бомбой для авиарынка: перевозчики заявляют, что он попросту лишит их возможности открывать новые рейсы за границу. Регулятор же настаивает — он делает все для развития внутренних перевозок и региональных аэропортов.
Что изменится?
Проект нового Порядка назначения на авиамаршруты был обнародован Госавиаслужбой еще 15 июля 2014 года и вызвал крайне негативную реакцию рынка. Дело в том, что для получения права на регулярные международные перевозки авиакомпании необходимо будет в течение года осуществлять чартерные международные перевозки. В свою очередь, для получения соответствующего разрешения на чартерные рейсы авиакомпании необходимо в течение года осуществлять внутренние регулярные перевозки. При этом такие перевозки должны выполняться не менее чем по трем маршрутам с частотой не менее одного раза в неделю. Отметим, что ранее выданные разрешения на маршруты у авиакомпаний отбираться не будут. Кроме того, если авиакомпания будет выполнять норму по кол-ву внутренних рейсов, а сможет продлить ранее полученные разрешения на полеты.
В случае если в Госавиаслужбу поступит заявление от двух или более авиакомпаний на один и тот же маршрут, то частоту отдадут более активному перевозчику, то есть тому, кто выполняет большее количество рейсов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaБолее того, разрешения на новые международные рейсы смогут получить только авиакомпании, конечным собственником которых являются граждане Украины или государство с долей в капитале более 50%. Сейчас же сертификат эксплуатанта (а значит, и разрешение на полеты) выдается только авиакомпаниям, зарегистрированным в Украине, однако конечным собственником такой компании может быть иностранная компания или нерезидент. Этому критерию сейчас не соответствует практически ни одна авиакомпания. Так, бенефициаром "Wizz Air Украина" является венгр Джозеф Варади, "ЮТэйр-Украина" принадлежит российской "ЮТэйр-лизинг", а МАУ подконтрольна кипрской "Онтобет промоушинз лимитед".
Новый порядок не коснется иностранных авиакомпаний, которые летают в Украину согласно межправительственным договорам (они получают разрешения на маршруты, которые выделяются по двухсторонним договорам, от регулятора в своей стране), однако касается тех иностранных перевозчиков, у которых в Украине есть "дочки", в частности "Wizz Air Украина" и "AtlasJet Украина". "Новый порядок не содержит положений о возможности открытия дочерних авиакомпаний в Украине", — отмечает юрист ЮФ Marchenko Danevych Андрей Гук, представляющий интересы авиакомпании "AtlasJet Украина". Так, руководство "Wizz Air Украина" уже заявило, что если в новый Порядок не будут внесены изменения, то авиакомпания будет вынуждена уйти с украинского рынка.
Отметим, что в настоящее время право на выдачу разрешений на маршруты находится в руках Министерства инфраструктуры. Назначение на маршруты проходит по следующей процедуре: комиссия при Мининфраструктуры (в нее входят представители как министерства, так и Госавислужбы) по итогам рассмотрения заявки перевозчика на маршрут обязана вынести то или иное решение путем открытого голосования — разрешить выполнять полеты или мотивированно отказать. Авиакомпании, претендующие на маршруты, оцениваются исходя из ряда критериев, в частности финансовой устойчивости, отсутствию задолженности перед аэропортами и "Украэрорухом", качеству обслуживания на борту, показателю отправления рейсов без задержек и др. Указанных критериев оценки авиакомпаний в новом Порядке нет.
Кто в выигрыше?
В Министерстве инфраструктуры настаивают, что новый Порядок назначений на авиамаршруты, инициатором принятия которого выступило ведомство, будет стимулировать развитие внутренних перевозок. "Нам нужно развивать внутренние перевозки и открывать направления в Винницу, Чернигов, Львов. Авиакомпании, которые пытаются зарабатывать на международных перевозках, забывают о внутреннем рынке", — объясняет необходимость изменений глава ведомства Максим Бурбак. Именно для этого в новом Порядке вводится специальный коэффициент 1 к 15 для больших аэропортов (на которых пассажиропоток превышает 100 тыс. пассажиров по итогам 2013 года: Киев, Одесса, Львов, Днепропетровск) и 1 к 30 для маленьких (меньше 100 тыс. пассажиров). "То есть, на 30 или 15 международных рейсов авиакомпания должна будет выполнять один рейс в неделю внутри Украины", — поясняют в Госавиаслужбе. Отметим, что данная норма заработает через год после вступления в силу новых правил.
Но региональные полеты по Украине всегда были убыточными. Стоимость топлива в стране дороже, чем на европейском рынке; высоки цены обслуживания и навигации. Кроме того, авиакомпании зачастую оперируют флотом, состоящим из среднемагистральных самолетов, например, Airbus 320 или Boeing 737, для посадки которых в региональных аэропортах просто нет инфраструктуры. Единственной причиной, по которой авиакомпании открывали их, было то, что они генерируют трансферный поток — смысл осуществлять региональные перелеты был только у авиакомпаний с крупной международной сетью и транзитной моделью пассажиропотока.
Среди игроков авиационной отрасли новый Порядок вызвал шквал критики. По их мнению, он фактически закроет украинское небо для новых украинских авиакомпаний, а также ограничит права уже действующих перевозчиков на новые маршруты. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению количества доступных маршрутов и сокращению количества авиаперевозчиков, между которыми пассажир может выбирать, что в свою очередь приведет к повышению цен на билеты. "Новый Порядок обязывает новых перевозчиков "закопать" миллионы долларов на нерентабельных внутренних линиях в первый год работы на рынке, далее выживать с убытками при раскачке международных рейсов и параллельно выполнять убыточные внутренние рейсы во второй год. Итого, любой, кто захочет "поиграть" в авиацию, должен будет первые несколько лет раскошелиться, и потом может быть что-то и заработать", — указывает в комментарии "ЛигаБизнесИнформ" директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.
По словам генерального директора "Wizz Air Украина" Акоша Буша, документ противоречит нормам открытого рынка. "Власти говорят о прозрачных и четких правилах получения назначений, но документ идет вразрез с ними, — сетует он. — Порядок устанавливает более жесткие правила и условия для авиаперевозчиков по сравнению с теми, что действовали раньше. В то время как авиационная отрасль ожидала, что ограничений станет меньше и все правила будут унифицированы с правилами ЕС, принимая во внимание то, что Украина стремится соответствовать европейским нормам "открытого неба", документ идет вразрез с нормами открытого рынка и направлен на то, чтобы защитить интересы одной группы". Однако здесь нужно отметить, что у "Wizz Air Украина" в настоящее время на руках и так достаточно много разрешений на маршруты, которые она не использует (например, из Киева в Тель-Авив, Варшаву, Барселону и Рим). Кроме того, из-за кризиса на рынке и падения пассажиропотока, авиакомпания еще весной отменила рейсы из Львова в Барселону, Неаполь, Кутаиси, Тель-Авив, Рим и Валенсию; из Киева в Софию и Вильнюс, а также из Харькова в Кутаиси. А в марте авиакомпания закрыла все рейсы из Донецка. Так что определенный запас для роста у "Wizz Air Украина" есть.
Спасти МАУ
Единственной авиакомпаний, которая позитивно отозвалась о нововведениях Госавиаслужбы, стала МАУ. "Разработанные Госавиаслужбой новые правила способствуют приведению Порядка предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий в соответствие с нормами Воздушного Кодекса Украины. Кроме того, эти правила содержат критерии, с учетом которых будут предоставляться такие права. Это облегчит для всех участников рынка оценку деятельности Комиссии и объективности принимаемых решений, — уверяет пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. — Мы не считаем, что новые правила приведут к снижению конкуренции на воздушном рынке Украины, поскольку они обязательны для соблюдения абсолютно всеми авиаперевозчиками".
Это и не удивительно. Участники рынка в один голос утверждают: новый Порядок выписан под одного авиаперевозчика, и этот перевозчик — МАУ, крах которого может привести к стагнации всей отрасли. Авиакомпания находится сейчас в незавидном положении и рискует повторить судьбу "АэроСвита". Так, в конце сентября авиакомпания МАУ была вынуждена попросить премьер-министра Арсения Яценюка о денежной помощи в виде выдачи стабилизационного кредита в размере $100 млн. Дело в том, что в связи экономическим кризисом, оккупацией Крыма и войной на Донбассе авиакомпания с начала 2014 года потеряла более $90 млн (оценка по состоянию на конец сентября 2014 года), а до конца года потери перевозчика могут вырасти еще на $60 млн. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, МАУ ввела 50% скидки на билеты при раннем бронировании, отказалась от питания на борту, закрыла часть рейсов и сократила персонал. Еще одним ударом по авиакомпании стало решение Хозяйственного суда Киева от 18 ноября, которым тот арестовал денежные средства на расчетном счете МАУ в банке "Финансы и кредит" и запретил авиаперевозчику открывать новые текущие счета. Решение было принято с целью обеспечения иска первого заместителя прокурора Киева в интересах государства в лице Государственной авиационной службы Украины о взыскании с МАУ 5,375 млн грн. Всего же долги авиакомпании перед аэропортом "Борисполь" и "Украэрорухом" достигают более 200 млн грн.
По словам генерального директора "AtlasJet Украина" Сергея Подгорецкого, руководство Госавиаслужбы разработало порядок предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий, создав в нем максимально выгодные условия для авиакомпании МАУ, при этом игнорируя приемлемость этих правил для остальных участников рынка авиаперевозок. "Если посмотреть на формулы, которые они привели в этом Порядке, то понятно, что все подстроено под монополиста. В Украине нет достаточного рынка, чтобы было возможно накатать то количество пассажиров на внутренних перевозках, и того количества внутренних рейсов, чтобы достичь тех вершин, которые они (МАУ — прим. ред.) уже достигли", — сказал он. Так, при выдаче разрешений на маршруты, на которые претендует несколько авиакомпаний, Госавиаслужба будет оцениваться по балльной системе, в которой учитывается использование ранее выданных назначений (10 баллов), количество выполненных полетов внутри Украины за последние три года (20 баллов), размер флота и персонала (по 10 баллов), количество выплаченных налогов (10 баллов). По этим критериям у МАУ просто нет конкурентов. В настоящее время на руках у МАУ сейчас назначения на 190 маршрутов, из которых авиакомпания использует только около 45%. Это значит, что даже если другая авиакомпания захочет летать по маршруту, назначение на который есть у МАУ, она не сможет этого сделать, проиграв "балльную битву" монополисту.
Новые правила на руку не только МАУ, но и аффилированной с ней авиакомпании "Днипроавиа". В настоящее время данная авиакомпания является второй по количеству внутренних рейсов — она летает из Киева в Днепропетровск и Ивано-Франковск, и из Днепропетровска во Львов.
Отметим, что в 2013 году регулярные рейсы по Украине выполняли шесть авиакомпаний. Помимо МАУ, это "Днипроавиа", Yanair, "Урга", "Мотор Сич" и "ЮТэйр-Украина".
Шанс на спасение
К счастью участников авиарынка, создатели нового Порядка и сами не верят, что он просуществует долго. "Сейчас наша главная задача — подписать Соглашение о едином авиационном пространстве с ЕС (его подписание постоянно откладывается, начиная с марта-2014 — прим. ред.)", — признает министр инфраструктуры Максим Бурбак. Соглашение об "открытом небе" снимает ограничения по назначению международных рейсов — после его подписания любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств. О необходимости подписания Соглашения говорится и в коалиционном соглашении.
Кроме того, в нем идет речь о необходимости назначения авиаперевозчиков на маршруты на основании "прозрачных тендерных процедур". Так что можно смело утверждать, что принятый Госавиаслужбой вариант Порядка назначения на маршруты точно не будет последним.