Реверсом по зависимости: спасет ли Европа газовый рынок Украины

Украина в 2014 году сделала ставку на реверс газа из Европы. Пока это один из немногих вариантов достижения энергетической независимости страны. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, европейский реверс в ближайшем будущем заместит б́о́льшую часть импортируемого у России "голубого топлива". Настолько ли успешной оказалась стратегия реверса и какие ее перспективы в 2015 году?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В течение года Украина — благодаря запуску новых реверсных направлений — сумела увеличить импорт топлива из Европы фактически в 2 раза в сравнении с прошлым годом, когда из стран ЕС поступило 2,1 млрд кубометров ресурса. Вот только 2014-й также оказался весьма непростым для украинских газовых реалий.

Партнеры надежные и не очень

Лидером в рейтинге ненадежных партнеров Украины в 2014 году оказалась Венгрия. В конце сентября венгры остановили поставки газа в Украину. Официальная причина — Венгрии необходимо сначала заполнить свои газовые хранилища. Неофициальная — у венгерского руководства не хватило политической воли, чтобы противостоять давлению со стороны Кремля. И хотя венгерская деловая газета Napi Gazdaság в декабре сообщила о наполненности газовых хранилищ и теоретической готовности к реверсным поставкам, изменений в вопросе до сих пор не произошло.

Польша подверглась аналогичному давлению со стороны "Газпрома" и в сентябре была вынуждена приостановить транспорт газа. Тогда российский монополист на четверть уменьшил поставки газа для польской компании PGNiG. Однако уже через два дня реверсные поставки были восстановлены на уровне 3,8 млн кубометров газа в день. В перспективе 2016 года объемы импортируемого из Польши газа могут быть увеличены до 80 млн кубометров. По словам Яценюка, это возможно благодаря использованию дополнительного газопровода (интерконнектора) между Украиной и Польшей. "Согласно подписанным договоренностям между оператором ГТС Украины и Польши Gas System на протяжении 2015 года будут вестись работы по расширению транспортных потоков между двумя странами", — рассказывает руководитель отдела связей с общественностью "Укртрансгаза" Максим Билявский.

Наибольшие поставки газа, импортируемого по реверсу, — из Словакии. И хотя "большого реверса" (до 30 млрд куб. м в год) добиться пока не удалось, импорт газа из Словакии устанавливает рекорды. Последний — 22 декабря. Тогда Украина импортировала 34,787 млн кубометров газа. Это почти в два раза больше, чем гарантировала словацкая сторона на зимний период. Кроме того, словацкий оператор газотранспортной системы Eustream заявил о готовности поставить в 2015 году 11,5 млрд кубометров газа и даже увеличить объемы поставок. Это практически в три раза превышает суммарно поставленный газ из Словакии, Польши и Венгрии за 2014 год. По мнению президента Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаила Гончара, "если бы не прессинг со стороны Еврокомиссии и США, то "малый реверс" по территории Словакии мог оказаться нерешенным вопросом".

Виртуально-реальный реверс

Импорт газа из Европы ограничивается прежде всего технологически: операторы не могут поставить в Украину больше газа, чем позволит ГТС. Можно решать вопрос как в случае с Польшей и Словакией — увеличением числа технологических связок. Возможно и иначе — "поставлять" газ только на бумаге. Газ, который по таким договоренностям предназначается Украине, просто не пересекает границы и не выходит из Украины. Кроме того, так значительно упрощается логика транспортировки.

Экс-руководитель Управления по связям с общественностью "Нафтогаза" Валентин Землянский считает, что физический реверс газа не является панацеей для Украины, поскольку он зависит как от позиции России, так и от объективных факторов: наличия ресурса на европейском рынке, погодных условий. "Виртуальный реверс более предсказуем, но для этого необходимо изменение нормативно-правовой базы между "Газпромом" и контрагентами. Я не вижу пока предпосылок, что эта база будет изменена в горизонте ближайших 5 лет", — рассказывает Землянский.

Вопрос в том, что "Газпром" не любит играть на энергетическом рынке по правилам, когда другие стороны получают выгоду.

Михаил Гончар не дает точных прогнозов по времени, но определяет, от чего зависит судьба виртуального реверса: "Предыдущий состав Еврокомиссии в первую очередь старался не навредить отношениям с "Газпромом", вместо того, чтобы поставить "Газпром" на место. Возможность виртуального реверса — вопрос наличия политической воли со стороны Брюсселя. Кроме того, это проблема сдерживания немецких амбиций. Германия считает себя законодателем правил игры в отношениях не только Германии с Россией в газовом секторе, но и в целом газовых отношений Европы с Россией".

Экс-комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер напоминал Украине о ее долгах за газ перед Россией в ситуации, когда последняя полностью прекратила поставки газа. Еще экс-комиссар запомнился своей позицией по вопросу санкций в отношении России. Он выступил против введения каких-либо санкций в газовой сфере и использованию газового вопроса как политического инструмента.

Долгосрочная стратегия или временная отсрочка

По оценкам экспертов, у Украины сейчас достаточно газа, чтобы пройти зимний период даже при нынешнем темпе использования ресурсов. Но при этом весной газовые запасы будут истощены, и нужно будет начинать подготовку к новому отопительному сезону.

Оценивая скорость падения цены на нефть, Россия уже сейчас готова предложить Украине новые газовые договоренности. Цена на газ привязана к средневзвешенной цене на нефть за 9-месячный период. Если на протяжении полугода цена на нефть балансировала на уровне $100-110 за баррель, а потом она начала постепенно уменьшаться и сейчас балансирует на уровне $60. В таком случае средняя цена составит около $90. Соответственно, российской стороне выгоднее договариваться о цене на газ сейчас, а не через три месяца. Если цена будет держаться на уровне $60, то в четвертом квартале цена на газ будет уже значительно меньшей, чем та, на которую "Газпром" может рассчитывать.

По мнению Михаила Гончара, цена на спотовых рынках Евросоюза, к которым привязаны реверсные поставки, может быть не менее выгодной: "Если зима будет среднестатистической, то следует ожидать продажи излишков газа по выгодной цене. Летом прошлого года она составляла $190, в этом году цена может быть еще ниже. Тогда европейские компании-поставщики имеют свободу маневра, чтобы предложить цену ниже, чем предлагает Украине "Газпром" — в границах $300. Формула цены в контракте "Газпрома" содержит высокую базовую цену, которая всегда будет приводить к определенным переплатам". Даже сейчас цена за газ на европейских спотовых рынках колеблется на уровне $310-340 за тысячу кубометров, что дешевле российской, даже с учетом стодолларовой скидки. "Цена закупки газа у норвежской "Статойл" в уходящем году была $264,5, то есть на $113,5 меньше, чем цена "со скидкой" от "Газпрома" в IV квартале", — добавил Михаил Гончар.

У Украины нет особых вариантов для расширения географии поставок энергоресурсов, кроме реверсных поставок. И даже они могут оказаться под угрозой срыва из-за давления со стороны "Газпрома" на страны-поставщики газа. Это и продемонстрировал 2014 год. И, несмотря на угрозу санкций со стороны США в адрес "Газпрома", нельзя с уверенностью говорить, что партнеры Украины по реверсу не подвергнутся давлению и в 2015 году.