- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Роль набсоветов в украинских компаниях — дань моде или реальный механизм управления бизнесом
О текущем положении дел
Тема наблюдательных советов в Украине начала активно обсуждаться в связи с изменением правового поля: с недавнего времени государственные компании обязаны иметь наблюдательные советы с большинством независимых членов. В этой связи локомотивом в формировании классических набсоветов станут именно государственные, а не частные компании. Украинский опыт может претендовать на уникальность, ведь в мировой практике обычно происходит наоборот — пионерами выступает приватный сектор, а государственный подтягивается.
Процесс продолжается, и сегодня активно обсуждается вопрос создания Набсоветов в десятке крупнейших госкомпаний.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОб инструменте
В состав Набсовета традиционно входят представители инвестора (так называемые "зависимые"). Однако лучшие международные практики предполагают также вовлечение независимых директоров, что позволяет Набсовету не плясать под дудку владельца/ев и обеспечить устойчивое многообразие мнений, приводящее к достижению целей бизнеса. Члены Набсовета — это профессионалы, желающие поделиться своей экспертизой и знаниями и имеющие за плечами обширный опыт управления бизнесом в различных сферах и на различных рынках, влияния на формирование курса компании/ий и непосредственного участия в реализации стратегий. Задача собственника бизнеса — правильно сформировать Совет (или поручить это специально обученным людям) и отойти от управления, доверившись Набсовету, который будет защищать интересы компании и ее инвесторов. Примечательно, что дальновидные собственники уже приходят к мысли, что Набсоветы также призваны защитить бизнес от них самих, поскольку видят бизнес шире и дальше.
О функционале
Многие украинские управленцы, включая даже CEO, полагают, что Набсовет должен быть неким дополнением к управленческой команде, оказывающим непосредственное влияние на операционную деятельность. Такое представление ошибочно. Представьте, что Набсовет — это законодательная власть, а управленческая команда — исполнительная, и парламент в обход правительства попытался бы самостоятельно исполнять им же принятые законы. Разделение полномочий четкое и обоснованное.
Он назначает Совет директоров, обеспечивает ресурсами, помогает, направляет, контролируют. Я бы сравнил Набсовет с советом старейшин, которые не работают руками не потому, что не могут — они могут и делали это десятилетиями, — а потому что находятся на другом уровне, когда их задача состоит в передаче знаний и опыта управленческой команде, которая непосредственно и развивает бизнес. Этот нюанс, пожалуй, является самым трудным для понимания нашим, украинским, обществом, однако именно в нем и заключается наибольшая ценность института Набсоветов.
О составе
В зависимости от объемов и диверсифицированности бизнеса состав Набсовета варьируется от 3 до 11 членов, оптимальным является диапазон от 5 до 9. Например, в "Нафтогазе" до недавнего времени было 5, в "ПриватБанке" — 7. При этом фактором успешности является вовсе не численность, а композиция. Вопрос композиции является самым сложным при формировании Набсовета.
Традиционно считалось, что в Набсовете, например, банка, должны быть эксперты из этого сектора, то есть банкиры. Недавно Harvard Business Review опубликовал результаты 17-летнего анализа деятельности 1 300 банков, которые доказывают прямую корреляцию между количеством директоров с банковским опытом в Набсоветах банков и вероятностью банкротства банка. Это исследование подтверждает: чем больше экспертов, тем выше риски. С другой стороны, чем большее разнообразие в Набсовете компетенций и опыта, тем стабильнее организация. Это справедливо и для компаний любой другой сферы.
О компенсации
Важно понимать, что членство в Набсовете отличается от обычной работы. Как правило, члены Набсоветов движимы мотивами, кардинально отличающимися от желания "заработать". Лучшая мотивация членов Набсоветов — самореализация, когда основной доход уже давно получен. Когда есть желание применить опыт для общего блага, финансы уходят на второй план. Именно поэтому принято использовать термин "компенсация", по аналогии с консалтингом. В идеале эта компенсация не должна "привязывать" к Набсовету, именно поэтому она не должна быть очень высокой.
Об иностранцах
Мы стоим на пороге бума развития Набсоветов. На текущий момент при формировании Набсоветов в украинских компаниях мы будем вынуждены привлекать иностранцев, потому что наша страна испытывает острую нехватку кандидатов с соответствующим опытом. Для сравнения, в Великобритании, где корпоративное управление активно развивается уже на протяжении нескольких десятилетий, количество кандидатов достигает 10 тысяч. В Украине это пока всего-навсего несколько сотен, а тех, кто уже имеет релевантный опыт — не более двухсот. Ничтожно малое число на всю многомиллионную страну. В этой связи сверхважно привлекать к работе в Набсоветах украинских компаний опытных иностранцев, перенимать их экспертизу, воспитывать собственных профессионалов и нарабатывать практику корпоративного управления. Благо, предпосылки для этого имеются.