- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Россия подводит украинских вагоностроителей
Украинский рынок вагоностроения переживает непростые времена. По данным Госстата страны, за первые два месяца 2013 года производство грузовых вагонов в Украине упало на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 5,2 тыс. штук.
В разбивке на показатели крупных игроков отрасли производственный спад в ней отображается следующим образом. По данным ИГ "Арт Капитал", за январь-февраль текущего года "Днепровагонмаш" снизил производство на 69% против аналогичного периода-2012, Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) — на 40%, Стахановский ВСЗ — на 36%, "Азовмаш" — на 12%.
Украинское замедление
По словам старшего аналитика "Арт Капитала" Алексея Андрейченко, не столь высокий — в сравнении с иными крупными предприятиями отрасли — показатель спада на последнем из названных заводов объясняется в том числе его специализацией в изготовлении железнодорожных цистерн. Спрос на эту продукции в СНГ вырос за два месяца 2013 года на 30%.
"Сейчас наблюдается своего рода "переключение спроса" на цистерны. В последние три года транспортные компании активно обновляли свои парки полувагонов — в тот период наибольшую прибыль им приносили перевозки железной руды и угля, осуществляемые этим подвижным составом. К настоящему времени сегмент полувагонов перенасыщен, и свободные средства направляются в обновление парка цистерн", — объясняет Андрейченко.
На КВСЗ сокращение объемов производства на своем предприятии увязали с общим падением спроса на грузовые вагоны. В основном регионе сбыта для предприятия — Российской Федерации — происходят существенные изменения. Помимо наращивания производства российскими заводами (такими как "УралВагонЗавод"), они включают и моменты административного порядка. "Вносятся коррективы в техрегламент на продукцию вагоностроителей, нам нужно время для своего рода "акклиматизации", — отметили на заводе.
Тревожные тенденции в украинском производстве грузовых вагонов были отмечены еще во второй половине прошлого года. До этого отрасль демонстрировала бурные темпы роста, реагируя на отложенный во время кризиса спрос на данную продукцию (в первую очередь — полувагоны). Так, по данным Госстата, в 2010 году выпуск грузовых вагонов в Украине составил 39,5 тыс. единиц, в 2011-м — 52,3 тыс. штук.
Но летом 2012-го наступил "перелом тренда". Если в июле минувшего года в стране было произведено 4,5 тыс. вагонов, то уже в августе показатель уменьшился более чем на 11% — до 4 тыс. единиц. Снижение продолжалось до декабря, когда в Украине выпустили 2,6 тыс. грузовых вагонов. В целом же в 2012 году наша страна произвела 47,1 тыс. вагонов, что почти на 10% меньше соответствующего итога-2011.
Российское влияние
Причины такого полугодичного последовательно падения в украинском грузовом вагоностроении следует искать на все том же северо-восточном направлении. В 2012 году российские компании-потребители существенно сократили закупки продукции наших вагонозаводов, говорит Андрейченко.
Для отрасли российский рынок уже довольно долго остается наиболее важным. Ориентация отечественных вагоностроителей на российский рынок сложилась еще при СССР. В советские времена половина всех мощностей по выпуску грузовых вагонов была сосредоточена в Украине вблизи металлургических заводов, поставляющих для них сырье в виде проката. А спрос на вагоны большей частью был сконцентрирован в РФ.
Что касается новейшей истории, то в 2011-м в Россию было поставлено почти 39 тыс. грузовых вагонов из Украины, или 88% от всего украинского экспорта по данной категории товаров. Но уже в минувшем году эти объемы и соотношения существенно снизились; в 2012-м в РФ украинские предприятия отправили 25,8 тыс. грузовых вагонов (63% в отраслевом экспорте).
По словам первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, по состоянию на конец 2012 года в России был зафиксирован профицит в примерно 150 тыс. полувагонов, что больше годового объема спроса в стране на эту продукции. Под занавес прошлого года в РФ серьезно пересматривались планы по закупке данного подвижного состава на 2013-й. Так, самый крупный собственник полувагонов на местном рынке — Федеральная грузовая компания — полностью отказался от их приобретения в нынешнем году, хотя ранее планировалась закупка в размере 9 тыс. единиц.
По мнению представителя "Арт Капитала", без дополнительных мер по стимулированию спроса подобная ситуация может сохраняться еще два-три года. "На протяжении этого периода закупки будут определяться преимущественно необходимостью замены отслуживших вагонов с уже продленным сроком службы. Такой спрос "по необходимости" в состоянии загрузить вагоностроительную отрасль СНГ всего на 60% мощностей", — утверждает эксперт.
Кременчугский фактор
Если говорить о не столь отдаленных перспективах, то собеседник "Дела" не ожидает производственных улучшений для украинского грузового вагоностроения и по итогам апреля-июня текущего года. "Учитывая, что на II квартал 2012-го пришелся прошлогодний пик в украинском производстве вагонов, негативная динамика может даже усугубиться до 35-40% падения к АППГ", — спрогнозировал он. А представитель Kreston GCG Александр Куксин прогнозирует, что к завершению нынешнего года ситуация в секторе стабилизируется, однако на показатели 2011-го украинские производители грузовых вагонов еще не выйдут.
"Рынок вагоностроения просел по причине резкого снижения объема перевозок как сырья (уголь, руда), так и готовой продукции. На фоне общих неудач на металлургическом рынке, на который ориентируется вагоностроение в СНГ, на Крюковском вагонзаводе положительно развивается государственная программа по замене скоростных поездов Hyundai на крюковские скоростные поезда. Два поезда уже введены в эксплуатацию, также завод получил государственный заказ еще на десять поездов. Таким образом, дела на заводе идут неплохо", — отметил А. Куксин.
Дальнейшее развитие ситуации в секторе немало будет зависеть и от работы Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ) — производителя комплектующих для грузовых вагонов. Напомним, что действие российского сертификата, необходимого для использования железнодорожной техники в сети РЖД, на продукцию КСЗ было приостановлено в конце ноября 2012 года и не возобновлялось на протяжении четырех месяцев. Завод в этот период фактически простаивал. Если здесь все же начнут работу в мае, как это предполагается в настоящий момент (в ходе подготовки этого материала появилась информация, что действие российских сертификатов на продукцию КСЗ возобновлено с 5 апреля. — Ред.), то украинские вагоностроители, закупающие литье в немалых объемах, смогут нарастить выпуск своей продукции и частично наверстать отставание первых месяцев 2013-го.