Рынок интернет-рекламы оживет после майских выборов — глава Promodo

Как ведут себя рекламодатели в нынешней нестабильной политической ситуации, какие интернет-магазины терпят убытки, а какие наращивают обороты, как правильно начинать рекламную кампанию — об этом гендиректор компании Promodo Александр Колб
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Кризис, длящийся с ноября месяца, уже в начале этого года отразился на рекламном рынке Украины. По разным оценкам, рынок телевизионной рекламы уже сократился на 10%. Как обстоят дела с интернет-рекламой, Delo.ua рассказал генеральный директор компании Promodo Александр Колб. На этом рынке Александр уже более 10 лет. Его компания считается одной из крупнейших на рынке интернет-маркетинга.

Александр, как вы оцениваете ситуацию с интернет-рекламой в Украине сегодня?

Если судить по нашим клиентам, то небольшой спад все же есть. В большей степени он коснулся таких долгоиграющих инструментов, как медийная реклама, активности в соцсетях, поисковый маркетинг. Помня кризис 2008 года, мы ожидали большего спада, но опасения не подтвердились. Даже если клиенты и сокращают бюджеты, они обещают возобновить их уже после майских выборов. С клиентами некоторых ниш мы продолжаем работать без изменений. К примеру, компании по продаже авиабилетов с февраля не урезали бюджеты, а некоторые их даже увеличили. Что касается электроники, то некоторые чуть урезали, кто-то оставил на прежнем уровне, кто-то чуть добавил напористости. Мы движемся на том же уровне плюс-минус небольшой процент.

А на ком больше он отразился? Какой сегмент чувствует сейчас себя нормально, а какой терпит убытки?

В основном полностью остановили бюджеты мелкие клиенты. Традиционно кризис бьет по слабым, мелким и начинающим предпринимателям. Тут можно рассматривать как хорошие положительные стороны, так и отрицательные. Положительное в том, что кризис — это хороший стимул, чтобы сесть и задуматься над той ценностью, которую вы предоставляете клиенту. И я рассматриваю кризис как возможность где-то улучшиться и вырваться вперед. С одной стороны, жалко мелкий бизнес, с другой — это возможность выхода на рынок более сильных игроков и закрепления крупных.

Какие отличия или общие черты рекламного рынка Украины от России?

Если брать Россию, то отличий как таковых нет. Контекстная реклама как у нас, так и у них сейчас является флагманом. Хотя я бы сейчас сказал, что в некоторых направлениях Украина даже опережает наших соседей. Но нужно все-таки учитывать, что Россия — это значительно больший рынок как по размерам, так и по количеству рекламных денег, утекающих в оnline. У них часто встречаются компании медийные, вирусные, имиджевые с хорошими бюджетами и охватом ЦА. У нас это делают единицы. Украина более скромна в бюджетах. Я бы отметил, что больших отличий нет.

А если сравнивать с Америкой и Европой?

Тут мы традиционно отстаем на 3-5 лет. В Америке оценка эффективности происходит по немного другим показателям. Реклама все чаще направлена на выстраивание диалога с потребителем, используются механики вовлечения. Значительно увеличивается доля видео. Можно сказать, что чистая поисковая оптимизация там никого уже не интересует. Контекстная реклама составляет микс с соцсетями. То есть, традиционная контекстная реклама остается флагманом, но доля падает. Facebook там оказывает серьезное влияние, этому способствуют достаточно широкие возможности социального и географического таргетинга. Для решения определенных задач facebook предоставляет даже куда более широкие возможности по сравнению с традиционными поставщиками контекстной рекламы. Я не сказал бы, что там идет в этом сильный перекос, но там этот рынок значительно больше нашего. Роль социальных сетей и рекламных инструментов, связанных с ними, на Западе значительно больше оказывает влияние на рынок online-рекламы. У нас уже все понимают, что социальные сети — это один из инструментов маркетинга. Но все, что у нас делается в соцсетях, еще на достаточно слабом уровне, разрозненно с другими активностями бренда. Крупные игроки уже что-то делают, а вот мелкие и средние традиционно еще остаются на уровне постинга каких-то новостей компании. И все.

Когда же мы сможем догнать их?

Я думаю, что догоним, но это зависит от экономической ситуации в стране, от рекламных бюджетов и спроса. Будет спрос — будет предложение. Чтобы был спрос, нужно чтобы бизнес в интернете активно развивался. Посмотрим, что нам приготовит новое правительство. И я думаю, через 3-5 лет мы догоним Америку и Европу.

Как вы оцениваете влияние отзывов на посещение интернет-магазина и число заказов?

Отзывы, которые генерируются пользователями — однозначно положительно отражаются на поисковой оптимизации. Мы проводили замеры на сайтах различных тематик и подтвердили, что сайты с отзывами ранжируются лучше. Плюс наличие отзывов положительно влияет на принятие решений пользователем. Причем отзывы могут быть как положительные, так и отрицательные. Главное, чтобы соотношение было в пользу позитивных и чтобы они были достоверны. Механика создания пользователем контента на сайте должна быть продумана интернет-магазином и не вызывать трудностей с тем, чтобы оставить сообщение, залить видеообзор, связаться со службой поддержки, поделиться своим опыт в социальных сетях и др.

Какую долю бюджета интернет-магазину стоит вкладывать в наружную рекламу и стоит ли это делать вообще?

Оффлайн — это достаточно серьезный канал привлечения. Телевидение обладает охватом целевой аудитории, который сейчас не может предоставить интернет, в нишах FMCG ему пока нет альтернативы. Но он не является единственным каналом. Как мы наблюдаем, связь онлайна с оффлайном положительно сказывается на узнаваемости бренда, стоимости привлечения покупателя, в том числе и на продажах. На одной из наших конференций Сергей Кравец (tickets.ua) приводил пример, что после размещения рекламы в оффлайн конверсия увеличилась чуть ли не в полтора раза только за счет роста узнаваемости бренда. Я бы подытожил, что онлайн это хорошо, но в связке с оффлайном это работает еще лучше. Разумеется, если это подходит под ваше товарное предложение.

Какие образы сейчас наиболее эффективны в рекламе? Какие сейчас используют? Как определить необходимую степень креатива в рекламе/продажах?

Я очень часто наблюдаю ситуацию, когда сама реклама получается достаточно необычной и креативной, но нет никакой связи с брендом. Креатив креативом, но "посыл" должен решать задачи бизнеса. Измерения должны проходить в охвате, в продажах, в узнаваемости и так далее. Очень часто те же котики в рекламе вызывают у пользователей эмоции, но только вредят закреплению нужного образа в голове потребителя. И вообще, вызывающие картинки в рекламе — зачастую пошло. Я за креатив, который связан с брендом и создает прямую связь с клиентом. И не обязательно реклама должна быть креативной, я бы не делал из этого панацею. Отличный продукт, отличная услуга куда ценнее первоклассной рекламы. В эпоху соцсетей и массового влияния пользовательского опыта на покупку я бы отводил customer experience ключевое место в продажах online.

Какой стратегии должен придерживаться интернет-магазин на запуске рекламной компании?

Ну, во-первых, в начале рекламной кампании необходимо определить ее срок, цели, KPI (Key Performance Indicators). Идеально, конечно, знать средний чек, желаемую стоимость привлечения покупателя, его Lifetime Value (LTV), уровень исполняемости заказа, маржу.Тут есть одна большая проблема — в большинстве случаев заказчик знает маржу, бюджет, но с трудом понимает или может определить для себя другие показатели. В этом случае применяется тактика "проверки боем", т.е. запуск РК на определенный срок в тестовом режиме. Это позволяет определить начальные показатели KPI, правильные рекламные инструменты. Дальше уже задача сводится к масштабированию и более глубокой аналитике поведения пользователей, зависимости среднего чека от товарных предложений, LTV в разрезе категорий, марже и др.

Второе что нужно помнить в online — это тот факт, что оффлайн-составляющая никуда не девается. После того как пользователь добавил товар в корзину, начинается курьерская доставка, упаковка, сроки доставки, методы оплаты и многие другие вопросы, которые крайне важны. Также в том, что вы продаете или предлагаете своему потребителю, должна быть какая-то ценность. Ценность интернет-магазина может выражаться в сервисе, в товаре или услуге, в цене или в каких-то дополнительных важных для него показателях. У клиента должны быть аргументы прийти к вам снова.

Если интернет-магазин понимает уже показатели стоимости привлечения, бюджета, срока, оценки эффективности рекламной кампании, остается лишь решить все недочеты с оффлайн. После уже можно масштабироваться всем подразделениям. Большая часть проблем, с которыми сталкивается интернет-магазин вначале, связана с логистикой, с качеством обслуживания, с обратной связью, сервисным обслуживанием.

Помнить при этом о количестве постоянной аудитории, возвратах посетителей. Если нет роста в постоянной аудитории магазина, то вероятнее всего, что вы "гоняете воздух", и скоро придет конец такому бизнесу.

Это так просто звучит на словах, но крайне тяжело реализовать. Это и есть задача собственников и бизнесменов.

Я сторонник того, чтобы всяческие креативные механики подключались уже после того, как отлажен онлайна и решены оффлайновые вопросы. Опять же, если это входит в стратегию их развития.

Как визуальное оформление влияет на имидж продукта?

Сайт должен решать задачи. Если кнопка "купить" была красного цвета, а мы ее перекрасили в зеленый, и это увеличило конверсии в две десятых, то пусть остается зеленой. Я, опять же, не сторонник дизайна ради дизайна. Если дизайн или наличие какой-то черепашки внизу сайта увеличивает средний чек, то, пожалуйста, пусть будет. Мы часто пытаемся копировать чужой успех. Нередко мне в пример приводят сайт Apple, но если вы обратите внимание, то цели у официальной страницы бренда несколько другие, это больше имиджевая площадка-представительство. А вот если пользователь совершает покупки на интернет-странице, то дизайн должен проектировать специалист по юзабилити, чтобы все происходило максимально быстро, удобно и "незаметно" для пользователя с учетом его потребностей. Дизайн не должен отвлекать от основной цели, с которой пришел на сайт посетитель: почитать отзывы, сравнить или купить самый популярный товар в категории. Он должен способствовать решению этой задачи максимально удобно для потребителя — и точка!

Лучше один интернет-магазин или несколько? Стоит подстраиваться под разные аудитории?

Вопрос в том, какие отношения с клиентом вы строите: B2B и B2C. Или если интернет-магазин направлен на оптовых покупателей и на розницу, то важно помнить, что у этих групп покупателей разные цели, разные задачи, разные модели поведения. Следовательно, нужно разделять: сайтами, разделами на сайте — необходимо смотреть более детально задачу.

А если продавать по одной формуле один и тот же товар, то это к вопросу "что у вас получится лучше: растить сразу одного ребенка или десять?" Я считаю, что лучше одного. Я все-таки за построение бренда, а не развитие кучи средненьких интернет-магазинов. Я встречался с такой политикой. Эта стратегия направлена больше на широкую аудиторию потребления. Уверен, тут фокус на лояльность аудитории к "бренду" такого рода минимален, а значит, что и возврат будет страдать. Такая стратегия она боле краткосрочная. У нас есть похожие клиенты, но я стараюсь переубеждать и сосредотачиваться на одном интернет-магазине. И делать ставки на развитие бренда в сети.

Возросший сегодня патриотизм отражается в контексте рекламы сейчас? Влияет ли он на продажи?

Никак не влияет по моим наблюдениям. Но у нас и нет клиентов, которые продают что-то связанное с украинкой символикой — там, я думаю, было бы заметно. Можно заметить в соцсетях. Многие наши клиенты, и "Розетка" в том числе, добавили себе в логотип "За Єдину Україну". Я бы не сказал, что это ярко выраженный патриотизм, это нормальная реакция на процессы в обществе, в стране, в которой ты делаешь бизнес.

Какой должна быть успешная рекламная стратегия для интернет-магазина?

Для любого интернет-магазина она всегда одна. Нужно мыслить нешаблонно. Многие магазины в самом начале сосредотачиваются на поисковой оптимизации, на контекстной рекламе, на инструментах, которые способны быстро генерировать продажи. У них есть сложность — это отсутствие визуального контента. Хотя есть уже инструменты, которые позволяют работать с видеороликами. Обычно это те инструменты, которые направлены на быстрое привлечение аудитории, продажи, и при этом требуют минимальных вложений. Таким образом, стоимость привлечения одного пользователя остается минимальной. Когда магазин вышел на прибыль, подключаются инструменты более масштабные — это медийная реклама. Она позволяет уже строить узнаваемость магазина в глазах потребителя, снижать стоимость привлечения. Иногда медийную рекламу наравне с социальными сетями, можно рассматривать как продающую. Те проекты, которые заходят с инвестициями, могут давать такую рекламу уже на входе. Это уже вопрос стратегии, у каждого свое видение, тут нет одного правила, как выходить на рынок. Мы даем своим клиентам сразу несколько вариантов и уже совместно принимаем решение по инструментам, механикам. Многое зависит от целей, сроков и бюджета, которыми располагает магазин. Если это 10 000 гривен, это один вариант, если 50 000, то другой. Иногда сезонность влияет на принятие решения. Большая разница — получить результат за три месяца или девять. Важно помнить, что стратегия — это совместная работа двух команд: подрядчика (если он есть) и всей команды, которая развивает магазин. Если команда на стороне магазина пытается полностью возложить это на подрядчика или же убежать от ответственности, часто это заканчивается печально.

Стоит ли интернет-магазину совмещать на одной площадке продажу разных по характеру вещей, которые привлекают разную аудиторию? (По примеру "Розетки")

Стратегия "Розетки" уже несколько лет направлена на то, чтобы стать магазином, где можно купить все, а не только электронику. Поэтому с их стратегией это полностью совпадает. Это вопрос позиционирования. Очень многие магазины, входящие в топ в своих сегментах, вводят продажу авиабилетов. Когда бренд известен и есть трафик, это делать можно.

Хотя если "Спортмастер" начнет продавать сантехнику, то, наверное, да, это вызовет некоторое отторжение и непонимание. Тут уже важно, в какой обертке это будет подаваться. Смена позиционирования — тяжелый и нелегкий путь, хватило бы сил и правильности решений. Мне трудно давать оценку "Розетке", но нужно учитывать также и факт, когда они это начали делать. Я думаю, 3-4 года назад было легче, чем сейчас входить в нишу marketplace-площадки.

По каким направлениям сейчас открываются интернет-магазины? Электроника все еще преобладает по продажам онлайн?

Так исторически сложилось, что электроника, бытовая техника — это первый товар, который стал продаваться в интернете в Украине. Потому что достаточно легко идентифицировать товар, есть наличие базы товара, обновления на складе. Это делать достаточно легко. В случае с оцифровкой тех же продуктов питания и книг есть определенная сложность. И традиционно этот рынок отстает. Тем, кто только выходит на рынок, я бы советовал обращать внимание на ниши более узкие. В электронике костяк уже сформировался. Есть ниши косметики, посуды, постельного белья. В любой нише должны быть ярко выражены два-три крупных игрока, и есть ниши, которые не заняты.

Отметил бы сегмент одежды: мне кажется, что сейчас это наиболее динамичный сегмент e-commerce в Украине.

Какие ваши прогнозы, насколько быстро интернет-покупки станут преобладать?

По разным оценкам, в Украине каждый год количество интернет-магазинов увеличивается в полтора-два раза. Вы можете посмотреть исследования GFK, они много внимания уделяют этим вопросам. Тут и прогнозировать не нужно — и так понятно, что доля интернет-покупок растет, боюсь прогнозировать насколько. Не скажу, что интернет полностью заменит оффлайн. Все-таки будет связь онлайн с оффлайном. Даже если анализировать крупный онлайн-бизнес, у них очень много оффлайна. Уже когда пользователь зашел и зарегистрировался, начинается оффлайн: созвон, логистика, доставка товара. К тому же и культура покупки на Западе другая. Тот же Амазон привезет вам ваш заказ — и все. Никакой проверки. В Украине все еще онлайн и оффлайн тесно связаны.

Стоит ли интернет-магазину на определенном этапе открывать реальный магазин?

Я как человек, который 10 лет в интернет-бизнесе, понимаю насколько это хорошо. Но и люблю решения принимать на основании финансовых показателей и целесообразности. Позиционирование также нужно учитывать. Если у вас какой-то эксклюзивный товар или не хватает продаж, то онлайн можно рассматривать как дополнительный источник продаж.

Я очень часто наблюдаю, что клиенты приходят из онлайна в оффлайн с теми же процессами, подходами, и это втягивает их в такую яму, которая не дает им ни онлайн нормально развить, ни оффлайн — просто высасывает деньги. Нужно отталкиваться от "целепожеланий". Есть онлайн-магазины, которые не выходят в оффлайн. Я бы не сказал что "Розетка" сильно стала развивать свои точки. Но не исключено, что когда-то это может случиться. Есть компания "Фокстрот", которая заявляет, что будет переходить из оффлайна в онлайн, при этом открывают точки 5ok. Много всего делается, много говорят о multichannel или же даже об omnichannel. Пока что мне все это напоминает больше игру слов и модных подходов к развитию магазина, чем стратегий развития с подтвержденными кейсами в Украине.

Я сторонник отталкиваться от целей. Есть онлайн-магазины, которым необязательно выходить в оффлайн. Это, по сути, развитие второй ветки бизнеса. И эта ветка имеет свои правила игры, и делать все надо с умом. Ставить реальные цели.