- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Сейчас количество "специалистов по интернет-маркетингу" такое же, как лет 10 назад было по переустановке Windows — Андрей Карякин
Рынок интернет-маркетинга считается одним из самых быстрорастущих (по крайней, мере в объемах). Это происходит за счет медиаинфляции или реально растет спрос? Какой "вклад" обоих факторов, какие еще факторы влияют?
Последние 10 лет украинская аудитория интернета растет равномерным темпом. Вместе с ней растет сегмент платежеспособной аудитории, которая привыкла потреблять контент согласно глобальной практике. То есть эти люди заказывают товары в интернет-магазинах, оплачивая их кредитной картой, активно пользуются социальными сетями и в целом воспринимают интернет как неотъемлемую часть своей жизни.
Следовательно, рекламодателю необходимо адаптироваться под поведение платежеспособных пользователей, получая свою аудиторию понятным для пользователей языком, понятными способами.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПроще говоря, если вашему потенциальному клиенту не понравится ваша реклама или ваш сервис, то он уйдет к конкуренту. И вам придется думать, как его вернуть, исправляя свои ошибки.
Для нас очевидно, что рост роли интернета в жизни украинца это неизбежность. Дальше — вопрос технологического развития, ведь вместе с ориентацией на поведение пользователя, в интернет-маркетинге обязательно учитывается технологическая сторона. Допустим, поисковая система Google время от времени меняет алгоритм отображения результатов поиска. И каждый раз изменение алгоритма вносит свои коррективы в популярность того или иного сайта, в уровень его доходности, и так далее.
Если ты не учитываешь технологическую эволюцию и не умеешь работать с новыми технологиями, то тебе нечего делать в интернет-маркетинге.
Какие затраты агентства могут сделать гривневыми, а какие намертво привязаны к доллару?
К валюте намертво привязаны те услуги, которые мы закупаем у Google и Facebook. Контекстная реклама. К валюте привязана амортизация наших компьютеров, принтеров и прочей техники в офисе.
Такие затраты, как "разработка" также однозначно привязаны к доллару. Этому есть объяснение — спрос на разработку высокий и если, привлекая на проект разработчика, одна компания платит ему фиксированную ставку, привязанную к реальному курсу валюты, а вторая выдвигает плохое с финансовой точки зрения предложение — разработчик выберет первый вариант.
Что с платежеспособностью спроса? Пришлось ли в связи с кризисом понижать цены, маржу?
В некоторых случаях стоимость услуг снизилась ровно настолько, насколько произошла девальвация. В валютном отображении, конечно, снижение произошло. Да и клиент, который ранее и так был чувствителен к цене, в данный момент понял, что некоторые услуги для него неподъемны. Особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе.
Однако мы всегда находим способы в финансовом смысле чувствовать себя комфортно, потому что перманентно развиваем наш бизнес — заключаем договора с новыми клиентами, принимаем на работу новых людей. Финансовый кризис — это возможность для роста, а не повод для уныния.
Повлияло ли на рынок интернет-маркетинга появление 3G? Или, может быть, повлияет в 2016 году?
Субъективно — повлияло. Пока нет огромной динамики по той лишь причине, что зона покрытия разными операторами растет не так быстро, как хотелось бы, и не так равномерно.
Как выражается положительное влияние 3G? Раньше, к примеру, чтобы произвести оплату (какую-либо транзакцию) через приложение на смартфоне, обязательным условием было наличие Wi-Fi — то есть, достаточной скорости интернета. Сейчас пользователи к нему не привязаны.
Или с другой стороны: ранее рекламодатель осторожно смотрел в сторону рекламы для пользователей мобильных устройств (в Facebook, к примеру, есть даже специальное условие размещения рекламы — "Только при подключении к Wi-Fi").
Если у потенциального клиента — пользователя смартфона — возникла срочная необходимость в чем-либо (еда, покупка билета в кино в определенном районе, доставка цветов, аварийное вскрытие авто и т. д.) — ему не нужно для этого искать Wi-Fi.
Все ведущее к улучшению качества интернета (скорость, цена, покрытие) необратимо ведет к росту продаж товаров и услуг, которые в этом самом интернете продают.
Какие ожидания от 2016 года? Как позитивные, так и негативные.
Ожидания позитивные и оптимистичные. Естественно, мы все так или иначе зависим от глобальных и локальных экономических реалий. Однако мы твердо убеждены в скорейшем росте платежеспособности населения нашей страны.
Как следствие будут расти продажи в ритейле, вырастет товарооборот. Бизнес будет больше инвестировать в рекламу, а также — согласно тренду последних лет — в изучение своей целевой аудитории, чтобы говорить с ней на одном языке в нужном месте.
Ожидаем, что в 2016 году бизнес будет больше внимания уделять тому, как удерживать текущих клиентов. В связи с этим спрос на инструменты, которые решают подобные задачи, будет расти. Например, речь идет об "умном" ремаркетинге, о юзабилити сайтов, в целом — о построении долгосрочных отношений продавца с покупателем.
Какие инструменты сейчас наиболее популярны в Украине? Отличается ли используемый в Украине инструментарий от мировых трендов (раньше мы отставали на 2–3 года, что с этим разрывом сейчас?)
Наиболее популярным остается инструментарий, связанный с поиском информации в интернете. На текущий момент пользователь преимущественно потребляет информацию через поисковые и социальные сети. Соответственно, в арсенале любого маркетолога имеется инструментарий, связанный с улучшением нахождения товара или бренда и с построением качественных коммуникаций в социальных сетях.
Отличия с Западом существуют. У наших коллег из США и ЕС для ведения бизнеса в интернете есть прозрачные правила и регулирование. Бизнес развивается стабильно, легче привлекаются инвестиции, больше внимания уделяется исследовательской и аналитической работе.
Такое заблуждение скоро пропадет. На своем опыте взаимодействия с клиентами мы видим, как бизнес начинает подходить к своему присутствию в интернете структурировано — пытается больше работать с анализом клиентской базы, анализом KPI электронной коммерции, интегрировать и синхронизировать различные системы, которые позволяют "автоматизировать" маркетинг. Это и CRM, и системы лояльности, и системы триггерных e-mail рассылок и так далее.
Конкретно в этом направлении наши западные коллеги уже далеко впереди. Мы их догоним. В Украине потрясающий потенциал.
Изменились ли как-то потребительские особенности украинцев? Какие подходы уже устарели, а какие пришли на смену?
Как и раньше, пользователи без проблем заказывают в интернете электронику, одежду, еду, автомобильные запчасти. Ничего сверхъестественного не происходит. В то же время за последние полтора года довольно четко вырисовывается сегмент аудитории, который готов платить за интеллектуальную собственность и контент (оплата программного обеспечения, музыки, фото, видео, тексты).
Еще стоит отметить доверчивость в интернете. Та аудитория, которая готова платить деньги — готова платить их физическому лицу путем простого денежного перевода (на карточку) на честном слове. Для онлайн-бизнеса, с одной стороны, это плюс, потому что снижаются барьеры в достижении искомой целевой аудитории. С другой стороны, это плюс для мошенников и новых различных схем, которые, впрочем, не влияют на потребительские особенности.
Что сейчас происходит с рынком с точки зрения состава игроков? Рынку давно прочили консолидацию — происходит ли она? Или учитывая невысокий порог входа, рынок, наоборот, фрагментируется за счет прихода новых небольших компаний?
С рынка уходят мелкие компании, предлагающие "раскрутить ваш бизнес в интернете за 1 000 гривень". Потому что "раскрутить бизнес" за такую сумму невозможно. Какой-то консолидации тоже нет, однако нет и вражды. Конкурентная борьба происходит исключительно на уровне предоставления клиенту лучшего соотношения цены и качества.
У кого лучше экспертиза, кто надежный, кто уместно гибкий — тот и получает клиента.
Есть ли на рынке интернет-маркетинга понятия специализации? Например, есть ли агентства, которые занимаются только SMM, или только вирусной рекламой? Или концентрация на одном инструменте невыгодна с точки зрения бизнеса?
Нишевость присутствует. Причем это наблюдается как среди агентств, так и среди определенных in-house специалистов, которые на стороне клиентов закрывают те или иные зоны ответственности.
Как раз с точки зрения бизнеса, концентрация на одном инструменте очень выгодна, если на данный инструмент есть спрос. Узкая специализация, богатый опыт и высокий профессионализм в одной области позволяют браться за серьезные проекты, которые хорошо оплачиваются.
Но это не так, как было в 2010 году: за SEO обращайтесь в эту компанию, а вот эти ребята гении email-маркетинга, вот в такую-то компанию приходите за контекстной рекламой. Сейчас специализация и нишевость происходят на другом уровне, потому что те же социальные сети позволяют работать как минимум в трех узких направлениях: платная реклама, контент-маркетинг, PR.
То есть буквально каждый старшеклассник считает, что он может заниматься этим. PR-агентства давно жалуются на то, что при сотнях мальчиков-девочек в агентствах профессиональных пиарщиков не найдешь днем с огнем.
Что с профессиональными интернет-маркетологами? Готовит ли их кто-то в Украине или каждое агентство учит собственных?
Такая проблема действительно есть. Хороших интернет-маркетологов ВУЗы не готовят. А классные специалисты — либо доморощенные, либо самоучки. Пока до высшего образования эта волна не добралось, я считаю, ответственность за профессиональные кадры лежит на агентствах. Например, в нашей компании есть специальная программа по обучению стажеров, которые при желании имеют возможность вырасти в хороших специалистов. Помимо этого, существует большое количество различных курсов и обучающих программ, как офлайн, так и онлайн. Человек, который интересуется интернет-маркетингом, имеет возможность освоить это направление достаточно быстро. Как и везде, главное — это желание.