Смогут ли работать промпредприятия, "национализированные" в ОРДЛО?

Власти так называемых народных республик, созданных на оккупированной части украинского Донбасса, заявили о возможной "национализации" промышленных предприятий, которые платят налоги в бюджет Украины. Delo.UA разбиралось в юридических вопросах продолжения деятельности заводов, которые могут выпасть из юридического поля Украины

Возможная "национализация" крупных действующих предприятий на оккупированной части Донецкой и Луганской областей вызвала тревогу не только у их владельцев, но и у широких слоев населения. Ведь сейчас металлургические предприятия и шахты, территориально находящиеся в городах, не контролируемых правительством Украины, провели перерегистрацию юридических лиц на подконтрольной территории. Например, Енакиевский МЗ и "Краснодонуголь"платят налоги в бюджет Мариуполя, Алчевский МК — Северодонецка, корпорация ИСД — Краматорска.

С одной стороны, в непризнанных республиках относительно успешно работают сети магазинов и перерабатывающие предприятия, ранее принадлежавшие украинским бизнесменам. Но с другой, тяжелая промышленность — бизнес, ориентированный на экспорт.

Например, завод бытовой техники "Норд" бывшим владельцам пришлось продать российской компании. Также есть негативный опыт "национализации" промышленных активов. "Республикам" не удалось вернуть к жизни "Донецкий электрометаллургический завод", остановлен "национализированный" прошлой осенью харцызский филиал компании "Стальканат Силур".

Delo.UA обратилось к юристам с вопросом: "Смогут ли предприятия, "национализированные" непризнанными республиками, закупать сырье за пределами "ЛДНР" и экспортировать готовую продукцию на традиционные рынки?"

Вольга Шейко, юрист юридической фирмы "Астерс":

Говоря об экспортных операциях, необходимо понимать, что все упирается не только в таможенный контроль, а в первую очередь, в расчет по ВЭДовским операциям и валютный контроль, который предусматривает наличие как минимум банковской системы, и множество нюансов, связанных с качеством, пошлинами и налогами.

Именно поэтому говорить об экспорте готовой продукции по всему миру предприятий, зарегистрированных на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей, неправильно и некорректно. Перевалочные пункты импорта через территорию Российской Федерации существуют, но не более того. Если даже предположить, что будут со временем восстановлены аэропорты, то в политических условиях, существующих на сегодняшний день, ни одна авиакомпания не позволит посадить самолет на данной непризнанной территории. Такова мировая практика, и рассчитывать на противоположное — утопия.

Касательно же закупки сырья, на сегодня ни для кого не секрет, что таковое может заходить на данные территории со стороны не только РФ, а и Украины. Тесные промышленные связи не дают возможности разделить территории росчерком пера. Когда строились те или иные заводы, продумывалась инфраструктура и, соответственно, сырьевые базы для бесперебойной работы производств.

Посему любая мнимая "национализация" со стороны неподконтрольных органов власти на данных территориях есть не что иное, как незаконное лишение собственности.

И неважно, квартира ли это конкретного человека или крупный промышленный объект.

Так, необходимо понимать, что, например, Енакиевский металлургический завод, который принадлежит "Метинвесту", работая на неподконтрольной территории и зарегистрированный на территории Украины как гигантский промышленный комплекс, интересен как украинской стороне (как плательщик налогов), так и так называемой "ДНР". Однако покуда налоги платятся в казну Украины, работает и завод. Ведь руды, за счет которой он живет, нет на неподконтрольной территории и, соответственно, она поставляется исключительно с территории Украины. Если же на завод перестанет поставляться руда, он попросту остановится и его порежут на металл, как это произошло с массой других важных производственных объектов. А на "купи-продай" долго не проживешь. Для существования людей и наличия рабочих мест нужно производство. Поэтому сказать, что "национализация" преследует интересы народа, вряд ли возможно.

Евгений Блинов, партнер Eterna Law

При заключении контрактов купли-продажи предприятиями никакой государственный орган не проверяет их государственную принадлежность и вопрос "признания" каких-либо квазигосударственных или иных образований. Другое дело, что правоспособность такого предприятия будет под вопросом, и заключенный контракт будет иметь силу протокола о намерениях. Да и исполнить такой контракт будет фактически невозможно: предприятие не сможет открыть банковский счет, легальная транспортировка и таможенная очистка через сопредельные территории будет невозможна и возникнут существенные сложности с оформлением товарно-транспортной документации (например, сертификат происхождения).

Для таких предприятий останется лишь возможность торговать через дружественного посредника, контрабандно перемещая товары в другое государство и фальсифицируя всю соответствующую документацию.

Других вариантов просто не останется.

Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex

В "народных республиках ЛНР и ДНР" грозят ввести временные администрации на предприятиях, которые не встанут на учет в налоговых органах республик и не начнут платить налоги с доходов, получаемых на территории республик. Фактически речь идет о "национализации" украинских предприятий, осуществляющих свою деятельность в самопровозглашенных республиках. Безусловно, уплата налогов как в народных республиках, так и на территории Украины является достаточно накладной. Но если конкретное предприятие не готово быть "национализированным", ему придется платить налоги в соответствующих республиках. Однако возникает вопрос о легитимизации внешнеэкономических отношений между предприятием, зарегистрированным на территории "ЛНР/ДНР", и предприятиями, работающими на мировых рынках.

Исходя из того, что "ЛНР/ДНР" не признаны мировым сообществом как суверенные государства и, соответственно, не являются субъектами международных правоотношений, ведение внешнеэкономической деятельности с предприятиями, "национализированными" властями республик, не представляется возможной.

Безусловно, ни одно предприятие, работающее на цивилизованных рынках Европы и США, не будет приобретать продукцию у "национализированных" предприятий, работающих в самопровозглашенных республиках, и не признает сертификаты продукции, выданные органами народных республик.

Соответственно, либо предприятия, в отношении которых ставится вопрос о "национализации", продолжат свою работу в правовом поле Украины, либо их необходимо легитимизировать путем вывода в юрисдикцию, которая признается мировым сообществом.

В частности, представляется возможным вариант создания филиалов "национализированных" предприятий в Российской Федерации, если последняя пойдет на этот шаг.

И осуществления торговли уже не от имени предприятий-резидентов непризнанных республик, а фактически от имени российских предприятий. Однако в этом случае может встать вопрос ограничений на торговые отношения между РФ и западными странами через санкционные механизмы, введенные США и странами ЕС, против РФ после аннексии Крыма и оккупации части Донецкой и Луганской областей Украины.

Таким образом, представляется, что "национализация" украинских предприятий властями самопровозглашенных республик приведет к остановке экспортных взаимоотношений. На сегодняшний день отсутствует схема легализации такой деятельности.