Стальная выдержка

Заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту "АрселорМиттал Кривой Рог" Анастасия Татарульева о том, как оставаться гибким, даже если твой бизнес из стали

Анастасия начала свой профессиональный путь на предприятии HeidelbergCement Group экономистом. Назначена на должность заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту "АрселорМиттал Кривой Рог" в 2016 году.

Ее работа на новой позиции ознаменовалась увеличением доли внутреннего рынка, созданием собственной дистрибьюторской сети, открытием 10 складов в разных регионах Украины, а также успешным продвижением продукции предприятия на мировых рынках.

Мир, экономика динамично меняются, скорость изменений увеличивается с каждым годом. Какие основные вызовы несут в себе эти изменения для металлургической отрасли? Как игроки мирового рынка, в том числе ваша компания, реагируют на эти вызовы?

Изменения — это имманентное свойство всего живого. Мир, организм, организация, бизнес — абсолютно все находится в постоянном процессе изменений и непрерывном движении. Это естественный процесс. Все имеет свой жизненный цикл, а с развитием технологий изменения происходят молниеносно. Металлургия — одна из ключевых отраслей промышленности государства, в которую вовлечено множество человеческих, финансовых, материальных и энергетических ресурсов, поэтому любые изменения в обществе отражаются на металлургической отрасли.

Мы как компания, которая продает свою продукцию на рынках более чем 60 стран, ежедневно сталкиваемся с новыми вызовами, связанными с глобальными и региональными изменениями.

Этот список очень длинный, приведу лишь пару примеров, как мы работаем с разными вызовами. Первый пример — протекционизм. Что это такое? Это введение защитных мер, пошлин, которые кардинально влияют на мировые торговые потоки. Многие рынки стали закрытыми или труднодоступными. А металлургические компании в Украине — это экспортно ориентированные компании. Потребление нашей продукции на внутреннем рынке колеблется в пределах 15-20%.

Несмотря на протекционистскую тенденцию на мировых рынках, Украина все еще остается открытой для ввоза продукции, что негативно сказывается на внутреннем производителе.

Чтобы обойти эти ограничения, мы постоянно работаем над развитием конкурентных преимуществ, среди которых новые виды продукции, улучшение их качества, внедрение новых технологий, предоставление сервиса, открытие логистических складов.

Второй пример — влияние на рынки новых технологий. Заметное влияние на развитие стального бизнеса оказывают digital-тренды. Меняется процесс продаж, маркетинг, подача информации, логистика и все связанные сферы — все это переходит на электронные платформы. Для нас такие трудности и вызовы являются двигателем дальнейшего развития, это шанс проверить себя и увидеть новые возможности.

Можно ли назвать компании, работающие в этой весьма традиционной отрасли, антихрупкими? Если да, могли бы привести пример из практики, когда неожиданные повороты и непредвиденные обстоятельства не пошатнули, а, наоборот, укрепили позиции компании?

Действительно, сейчас настали непростые времена для производителей стали во всем мире. Избыточные мощности, глобальное перепроизводство, торговые войны, политика протекционизма, дефицит и изменение торгового потока сырья привели к глобальному пересмотру стратегий компаний.

Мы столкнулись с кризисами в 2008 и 2015 годах, но быстрая реакция, ментальная перестройка, изменение в стратегии продаж, развитие новых направлений и просто оптимизм помогли обеспечить полную загрузку производства, увеличить продажи и стать лидером на мировых рынках.

Сталь — это материя жизни. Практически все, что нас окружает, сделано с использованием металла. В среднем человек потребляет 231 кг стали в год, тогда как еще 10 лет назад этот показатель составлял всего 180 кг. Это больше любого основного продукта питания. Поэтому у металлургической отрасли большое будущее.

Какие основные достижения вашей компании на внешних рынках вы могли бы отметить? Какие знания, решения и навыки пригодились в процессе достижения намеченных результатов?

Достижений было немало, перечислю основные. Мы получили множество лицензий и сертификаций. К примеру, у нас есть универсальный европейский стандарт, сертификат по израильскому стандарту, ACRS Австралии и другие. Это позволило нам открыть новые рынки.

Были разработаны новые виды продукции и усовершенствована технология производства. В течение последних пяти лет были произведены более 30 видов новых марок стали для проволоки с добавленной стоимостью. Было разработано свыше 20 новых классов и стандартов по арматуре, расширена линейка сортового/фасонного проката.

Одним из факторов, позволившим нам укрепиться на рынках стран Персидского залива и Ближнего Востока, стало внедрение цепочки транспортировки, полностью исключающей попадание влаги и ржавение арматуры в пути. Для этого была организована погрузка в крытые вагоны и машины, транзит через крытый склад в порту. Склад был построен специально под наши нужды. Кроме того, в трюмах были оборудованы специальные осушители.

В компании вы работаете уже не первый год. Сколько раз за это время компания переживала трансформацию? Как это отражалось на бизнес-процессах, стратегическом планировании и управлении персоналом?

Все изменения в стране и мире прямо влияют на наш бизнес. Если в стране происходит девальвация, соответственно, постоянные затраты увеличиваются с ростом зарплат, стоимости услуг и т. д. Если происходит отток рабочей силы за границу, то бизнесу приходится улучшать условия труда, повышать мотивацию и эффективность, внедрять программы по привлечению персонала. Если в стране растет налоговая нагрузка, тарифы на электроэнергию, логистику и т. д., то бизнесу необходимо больше уделять внимания затратам и трансформировать процессы внутри.

Мы изменили многие процессы во всех направлениях. Несколько раз меняли структуру нашей администрации по маркетингу и сбыту для того, чтобы улучшить взаимодействие как с клиентами, так и внутри команды. В частности, была создана служба технической поддержки клиентов. Была реструктурирована команда продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках. Процесс планирования производства и логистика были перемещены из производственного управления в департамент по маркетингу, для того чтобы фокус оставался на удовлетворенности клиентов и своевременной доставке. Это только часть примеров по основным изменениям, но на достигнутом ни в коем случае не планируем останавливаться. Поэтому нет ничего невозможного — возможно все!