- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Топ-200 агрокомпаний: Как выживают производители овощей и фруктов на фоне закрытия российского рынка
Текущий сезон для украинского плодоовощного бизнеса нельзя назвать успешным: производство практически по всем овощным культурам падает из-за низкого спроса как внутри страны (восточные регионы и Крым были одними из наибольших потребителей овощей), так и за ее пределами. Ситуация сложная, но не критичная.
Садить стали меньше
Сельхозпроизводители в нынешнем сезоне отвели под овощи меньше площадей. Связано это с многократным удорожанием ресурсов для проведения посева и последующего ухода за плантациями. Кредиты для большинства хозяйств стали недоступными, а за собственные средства провести аграрный сезон в полном объеме фермеры-овощеводы были не в состоянии.
Еще одна причина — проблемы со сбытом. Из-за российского продуктового эмбарго падают и внутренние объемы переработки овощей, ведь консервные заводы снижают объемы производства. Это болезненно сказалось на компаниях, выращивающих сезонные овощи, которые долгое время работали по контрактам с переработчиками.
Свои коррективы внесла и погода. "Нетипичные засушливые условия нынешнего сезона негативно повлияли на урожай овощей и фруктов, — рассказывает эксперт аграрных рынков "Украинского клуба аграрного бизнеса" (УКАБ) Виталий Кордыш. — Ожидается, что в этом году показатели валового сбора овощей составят 8,7 млн тонн, что на 10% меньше результатов прошлого года".
Резкая девальвация гривни стала важным фактором, который, с одной стороны, защитил Украину от импорта, а с другой — позволил увеличить отгрузки продукции на экспорт, поскольку цены внутри страны, выраженные в валюте, были и остаются очень привлекательными.
"Россия, которая всегда с большим отрывом возглавляла список основных импортеров украинской плодоовощной продукции, скатилась за первое полугодие 2015 года аж на 14-е место. Место России заняла Беларусь, нарастившая за это время импорт овощей из Украины в 2,4 раза. Также довольно резко выросли поставки из нашей страны на Ближний Восток, в Пакистан и Ирак", — утверждает экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Андрей Ярмак.
Овощной пасьянс
Наиболее острая ситуация внутри страны сложилась сегодня по таким стратегическим культурам, как картофель и капуста. По данным Минагропрода, урожай картофеля будет минимум на 10% ниже показателей 2014-го — не более 21,4 млн тонн против прошлогодних 23,7 млн. Это может привести к росту внутренних цен, ведь учитывая валютный курс, рассчитывать на дешевый импорт не приходится.
Что касается капусты, то по состоянию на октябрь ее цена по сравнению с аналогичным периодом 2014 года выросла на треть и, вполне возможно, может "перепрыгнуть" ценовой рекорд 2008-го. "Капусты и моркови у нас мало, очень много было уничтожено вредителями, да и погода существенно скорректировала наши ожидания. Капусту сегодня выращивать невыгодно — производственные затраты очень высокие. Цена колеблется постоянно — можешь как оказаться в выигрыше, так и отработать сезон впустую", — рассказывает фермер из Полтавской области Алексей Резниченко.
Российское эмбарго также привело к сокращению производственных площадей в украинских теплицах, которые раньше экспортировали значительную часть урожая. Впрочем, если еще год назад тепличный сектор из-за дороговизны газа находился фактически на последнем издыхании, то сегодня тепличникам удалось удачно переориентироваться на внутренний рынок.
В частности, наблюдается бум активности тепличных хозяйств в западных регионах страны. И хотя объемы производства там гораздо меньше и отапливаются теплицы дровами, предлагаемый ими ассортимент откровенно радует. Благодаря близости к границе у фермеров есть возможность закупать семена напрямую в Европе, перенимать европейский опыт, а также удешевить логистические затраты на экспорт продукции. По словам Андрея Ярмака, украинская тепличная продукция экспортировалась в этом году даже в Польшу, которая сама является крупным производителем и экспортером овощей и фруктов как из открытого, так и закрытого грунта.
Еще одной тенденцией этого сезона стал массовый переход фермеров от дорогих гибридов на дешевые сорта, а также сужение полевого ассортимента. Аграрии стали выращивать больше менее прихотливых культур, которые не требуют большого водного ресурса и частых обработок защитными средствами. Так, фактически не было на рынке предложений по салатному и красному (так называемому "ялтинскому") луку, редису, редьке, розовому сортовому помидору, поэтому цена на них была достаточно высокой.
Немало было в текущем сезоне случаев перепрофилирования плантаций под производство бахчевых культур, вследствие чего Украина стала значительным игроком в этом сегменте. По информации УКАБ, только за восемь месяцев 2015 года было экспортировано 22 тыс. тонн бахчевых на сумму $3,2 млн. Основными импортерами этой продукции были Польша, Беларусь и Эстония.
"В этом году решил больше не заниматься помидорами, и заключив контракт с австрийской компанией, выращиваю тыкву и экспортирую семечки по цене 4 евро за килограмм. Тыква — культура очень неприхотливая, поэтому бизнес рентабельный", — делится опытом Андрей Авраменко, фермер из Херсонской области.
Яблочный рекорд
Все шансы для наращивания производства и экспорта имеют владельцы фруктовых садов, в частности яблоневых.
До этого максимальным урожаем в Украине считался прошлый сезон (2014/2015 МГ), когда садоводам удалось собрать 1,3 млн тонн яблок.
Основной причиной увеличения урожая служит рост средней урожайности за счет вступления в плодоношение новых интенсивных садов. В то же время цена на продукцию — это то конкурентное преимущество, которое вполне смогут использовать украинские садоводы при экспорте.
В 2014/2015 МГ Украина экспортировала рекордные 70 тыс. тонн яблок. Основным фактором роста экспорта стали низкие цены на внутреннем рынке. В текущем сезоне Украина может установить очередной рекорд. Продажа яблок из Украины в этом МГ увеличится минимум на 10%, считает руководитель проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" Татьяна Гетьман. По ее словам, за последние 10 лет производство яблок в Украине возросло в 1,5 раза, при этом площади под яблоневыми садами сократились на эту же величину, что свидетельствует об интенсификации выращивания яблок в Украине.
Ягодные перспективы
Несмотря на падение покупательной способности украинцев, а с ней и возможности приобретать дорогие ягоды, этот сегмент продолжает развивается. На первый план выходят не объемы производства и территории, а технологичность предприятий и возможность экономии ресурса — как трудового, так и воды/электроэнергии. Аграрии начинают ориентироваться на небольшие плантации европейского образца.
География производства ягод "привязана" к природно-климатическим условиям. Например, большинство производителей высокорослой голубики находятся в Житомирской, Ровенской, Волынской и Киевской областях, объясняет Лилиана Дмитриева, директор крупнейшего в Украине питомника ягодных культур.
Ягодные компании активно наращивают и экспорт — как в свежем, так и в замороженном виде. По словам Дмитриевой, Украина вышла на третье место в мире по поставкам замороженных ягод. Наиболее перспективными направлениями для развития такого экспорта, кроме стран ЕС, являются страны Азии и Ближнего Востока. В свою очередь, свежая ягода экспортируется в страны СНГ; интересуются отечественной продукцией и трейдеры из Нидерландов, Польши и Прибалтики. Нередки поставки ягоды — например, ежевики и голубки — в Великобританию и даже в ЮАР.
Существенная доля ягодного экспорта приходится на "серые" схемы. Речь идет о том, что ягоду можно продать либо напрямую, имея все необходимые сертификаты и разрешительные документы, либо сделать поставку через трейдеров из других стран по их документации. Во втором случае отсутствует любая информация о стране-производителе ягод.
Трейдеры признают, что в последнее время украинская ягода стала для них более интересным товаром, ведь производители стали больше внимания уделять сортовому разнообразию, ассортиментному и упаковке. Играет на руку экспортерам цена и логистика ягод, ведь из Украины делать поставки в некоторые страны гораздо удобнее и на 20-30% дешевле, чем, к примеру, из Испании.
Тормозит развитие рынка отсутствие маркетингового продвижения ягодной продукции внутри государства и сертификации для продвижения ее за рубеж. Чтобы получить сертификационные документы и пройти аудит, необходимо дополнительное финансирование. "Цена сертификации GlobalGAP по одному виду производимой ягоды будет стоить минимум 3-3,5 тыс. евро. Предприятие должно будет проходить регулярный аудит, чтобы гарантировать качество производимой продукции", — говорит Юлия Слива, доцент кафедры стандартизации и сертификации Национального университета биоресурсов и природопользования (НУБиП). По ее оценкам, всего в плодово-ягодном секторе можно насчитать не более 20-30 производителей, которые сертифицированы согласно международным требованиям.