Методичка для разговора с таксистом на электрокаре: когда начнутся веерные отключения

С января активисты и политики блокируют несколько железнодорожных переездов в Донецкой и Луганской областях. Это уже привело к осложнению вывоза с неподконтрольных территорий угля для украинских электростанций. В Кабмине анонсировали веерные отключения электроэнергии. Как это повлияет на свет в твоем доме и как поддержать разговор о его возможном отсутствии и блокаде с таксистом на электрокаре
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

26 января вооруженные люди, которые представились как ветераны батальона "Донбасс" (оказалось — активисты), при поддержке нардепов Владимира Парасюка и Семена Семенченко начали блокаду незаконной торговли с неконтролируемыми районами Донецкой и Луганской областей. Блокировать решили несколько железнодорожных переездов — до тех пор, пока "днровцы" не отпустят пленных украинцев.

За три недели блокада незаконной торговли ради освобождения заложников превратилась в блокаду "торговли на крови" — поступлений любых товаров из/в отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), включая те, которые пересекают линию соприкосновения с официальными накладными и другими документами как продукция для украинских предприятий. Более того, оказалось, что по железнодорожным перегонам идет не контрабанда, а энергетический уголь для украинских тепловых электростанций (ТЭС).

Страну всколыхнула паника, СМИ запестрели заголовками: "Украину ждут веерные отключения — антрацита на теплоэлектростанциях осталось на две-три недели".

Правительство собрало Антикризисный энергетический штаб и признало, что в Харьковской, Днепропетровской, Киевской, Черниговской, Запорожской, Сумской и Черкасской областях действительно возможны отключения света.

Вам выпадает поездка с водителем-таксистом на электрокаре, который опасается, что на следующий рейс не выйдет. Как объяснить ему (и самому себе), почему у нас ежегодно в разгар холодов возникает форс-мажор, когда ждать отключений света и спонсируют ли украинцы ОРДЛО?

Водитель:

Блокада остановила поезда с углем из ОРДЛО. Кому он вообще нужен в Украине?

Вы:

Нам с вами нужен. В Украине половина тепловых электростанций работает на антраците, половина — на газовом угле. Они не взаимозаменяемые. В стране антрацит добывают только шахты, оставшиеся на неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей. Ежегодно нужно 9 млн тонн такого топлива для украинских ТЭС и ТЭЦ.

С 2014 года у нас дефицит антрацита. Восполнить его можно двумя способами: вывезти с оккупированного Донбасса или импортировать из ЮАР, Австралии, США, Вьетнама. Это стало известно еще более двух лет назад. Тогда же стало известно, что рассчитывать на Россию в поставках антрацита — нельзя.

С газовым углем проще: крупнейшие шахты остались на контролируемой территории. Также возможен его импорт из Польши и других стран.

Водитель:

И что — блокада эффективная? Мне пора запасаться спичками, свечками и пересаживаться на дизель?

Вы:

Заблокированы не самые мощные ж/д ветки. Поэтому поставки угля задерживаются не для всех станций, а общие запасы угля сокращаются медленнее, чем это происходило бы при полной блокаде. 29 января на складах станций было 885 тыс. тонн антрацита и 770 тыс. тонн газового угля, 13 февраля антрацита стало 842 тыс. тонн, а газового — 688 тыс. тонн.

Трехнедельная блокада привела к снижению складских запасов антрацита на 40 тыс. тонн.

За пару недель блокады украинские теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали недополучили свыше 170 тыс. тонн такого угля. Это около пяти суток работы.

Ежедневно антрацитовые ТЭС сжигают около 30 тыс. тонн угля. Если блокада распространится на другие железнодорожные ветки и продлится, то запасов хватит на 20-40 дней.

К тому же уголь на станциях распределяется, мягко говоря, неравномерно: на одних станциях запасов хватит на две недели, на других — на месяц.

Нужно обратить внимание и на газовый уголь — его запасы снизились на 82 тыс. тонн. Чтобы минимизировать вред от "блокадщиков", в энергосистеме начали увеличивать загрузку ТЭС, использующих такое топливо.

Но свет и тепло в твоей квартире практически наверняка будут до весны. И машину подзарядить сможешь.

Водитель:

Но это же незаконно — покупать уголь у террористов?!

Вы:

Удивительное дело, но Украина покупает донбасский уголь у предприятий, зарегистрированных на контролируемой территории. Шахта находится в ОРДЛО, а ее юридический адрес — на контролируемой территории, налоги она платит в бюджет Украины. Шахтеры на оккупированной территории получают зарплату безналом на гривневые карточки, эмитированные украинскими банками.

Список поставщиков угля для станций утверждают в СБУ. Все законно.

Водитель:

Надо иметь самоуважение. Давайте сейчас же закажем уголь в Африке или в Австралии!

Вы:

Сейчас "горячий сезон": весь антрацит уже законтрактован, его поставки потребителям — расписаны. К тому же существуют объективные сроки доставки. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что получить импортный уголь мы сможем только через 50-52 дня с момента заключения контракта.

Если ограничить потребление до 20 тыс. тонн в сутки, то запасов антрацита хватит на 1-1,5 месяца. Не будет новых поставок — будут предприниматься экстренные меры, вводиться более серьезные ограничения на потребление электроэнергии. Например, на несколько часов в сутки будут поочередно выключать свет. Киев этого может и не заметить, но какой-нибудь городок в Сумской или Запорожской области будет сидеть без света. И таких городков будут десятки.

Проще говоря, уголь надо было заказывать хотя бы осенью.

Водитель:

А может проще отключить антрацитовые станции?

Вы:

Станции нельзя выключать по щелчку пальцев — они балансируют друг друга во время пиковых нагрузок на сеть. Например, чтобы Запорожская атомная станция работала на полную мощность, в системе хотя бы минимальным составом должны работать Криворожская и Приднепровская ТЭС (обе — на антраците) — компенсировать дневные пики и ночные спады потребления. Чтобы работала на газовом угле Углегорская ТЭС — нужны Змиевская и Славянская ТЭС (обе — на антраците).

Кроме того, станции обеспечивают свои города-спутники теплом и электроэнергией. Что случится, если они остановятся в -20оС? Примерно то же самое, что в Алчевске 2006-го.

Водитель:

Давайте переделаем станции на тот уголь, который есть!

Вы:

Идея обсуждается уже третий год. Есть официальная позиция правительства и СНБО от 2015 года: рассмотреть возможность перевода антрацитовых ТЭС и ТЭЦ на газовый уголь.

Бывший министр энергетики Владимир Демчишин заявлял, что для модернизации энергоблока мощностью 200-300 МВт потребуется около $100 млн и два года. В 2016 году государственная генерирующая компания "Центрэнерго" заказала проекты по переводу двух энергоблоков Змиевской ТЭС. Примерная стоимость проекта 175 млн грн, срок выполнения — 6-8 месяцев. Реальные работы еще не начинались.

Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко оценивает стоимость перевода 3-4 блоков Приднепровской ТЭС примерно в 600 млн грн. При этом официально энергетическая компания Рината Ахметова до последнего времени считала, что для работы ее ТЭС нужно использовать уголь с ее же шахт. Импортировали только для подстраховки.

Третий крупный игрок, "Донбассэнерго", располагает всего двумя станциями: Славянская ТЭС — на контролируемой территории, Старобешевская ТЭС — в ОРДЛО. В компании считают, что для Славянской ТЭС с технической и экономической стороны целесообразно использовать донбасский антрацит, ведь она работает всего одним энергоблоком.

Водитель:

Почему мы каждый год наступаем на одни и те же грабли?

Вы:

Инвестировать в модернизацию станций или импортировать уголь — не слишком выгодно частным собственникам тепловой генерации.

У ДТЭК, например, построена вертикаль: от собственных шахт с антрацитом и газовым углем (70% добычи в Украине) до ТЭС (70% тепловой генерации) и облэнерго. С точки зрения бизнеса, странно импортировать уголь, когда есть свой. Даже если его приходится везти с неконтролируемой территории.

"Донбассэнерго" из-за войны работает минимальным составом энергоблоков. Расход угля Славянской ТЭС столь низок, что никогда не окупит вложения в перевод с антрацита на газовый уголь.

Водитель:

Но есть еще и государственные ТЭС!

Вы:

Да, и государственное "Центрэнерго" несколько раз в год покупает по 70-80 тыс. тонн угля в ЮАР. В отопительном сезоне 2016-2017 годов компания заключила контракт на экспедиторские услуги по транспортировке 1 млн тонн антрацита.

В 2017 году мы не обнаружили следов поставок африканского угля, хотя до конца отопительного сезона есть еще время. Но, возможно, уголь на "Центрэнерго" завезут в апреле*, когда атомные энергоблоки уйдут на плановые ремонты.

*И отопительный сезон как раз закончится.

Водитель:

Но, ребята, по дефолту мы все равно спонсируем жизнь в "ДНР/ЛНР". Почему мы не покупаем уголь стабильно за границей? Не первый же раз такая лажа.

Вы:

Государство создало условия для закупки угля за границей. Цена на энергетический уголь в Украине привязана к биржевому индикатору API2 (стоимость энергетического угля в порту Роттердам) плюс доставка в Украину.

В цену электроэнергии в Украине заложен средний за 12 месяцев показатель стоимости угля в порту Роттердам. Но как оказалось, "для графа де Ла Фер этого слишком мало, а для Атоса — слишком много".

Представители ДТЭК, крупнейшего частного владельца ТЭС и угольных шахт, заявляют, что цена угля, установленная в Украине, все равно не позволяет им импортировать уголь. Сейчас в тариф ТЭС заложено около 1800 грн за тонну угля. С апреля 2016 года по февраль 2017-го цена импортного угля выросла с 1200 грн до 2100 грн за 1 тонну.

В то же время украинская цена (1800 грн) существенно выше стоимости угля, добытого в "ДНР/ЛНР". Премия, которая должна была обезопасить Украину от очередного угольного кризиса, формально идет поставщикам угля — за риск работы с неконтролируемыми территориями.

Так что теперь настало время принимать на себя риски: правительству, которое одобрило такие запасы угля для ТЭС; министру энергетики, который лоббировал увеличение закупок газа и молчал о закупках угля; менеджерам тепловой энергетики, которые решили, что иметь несколько источников угля не нужно.