Александр Щекин
Александр Щекин

Глава Ассоциации контейнерных линий Украины

Уход Maersk из Одесского порта — не сиюминутное решение

Глава Ассоциации контейнерных линий Украины Александр Щекин о том, почему компания Maersk Line прекратит судозаходы в Одессу и кто от этого пострадает

Уход Maersk из Одесского порта — не сиюминутное решение

В начале марта стало известно, что датская компания Maersk Line, крупнейший в мире перевозчик контейнеров, с 1 апреля перестанет разгружаться в порту Одессы. Теперь компания вместо трех портов — Черноморский рыбный порт, Одесский морской порт и "Южный" (Трансинвестсервис, ТИС), — будет заходить только в два порта соответственно.

Это абсолютно естественная эволюция на рынке, которая отражает положение дел по услугам, которые оказывают терминалы, и их развитию или не развитию.

Тут трудно осуждать или приветствовать решение Maersk. Такие решения принимаются на основании разных факторов, которые не всегда достаточно очевидны. Взвешиваются всевозможные составляющие, начиная от стоимости судозахода, заканчивая модальными решениями, которые существуют, или интересами клиентов,  которые географически тяготеют к тому или иному месту. Ничего "жареного" в этом факте нет.

Кто бы что ни думал, это достаточно серьезное решение для линии.

Читайте также: Почему крупнейший перевозчик контейнеров уходит из Одесского порта

Насколько я могу судить по внешним факторам, они достаточно долго к этому шли и приняли решение, которые отражает тот взгляд, который сформировался у них на рынок — на то, как он развивается, что происходит в том или ином порту или с тем или иным терминалом. Отчасти, наверное, сыграли роль факторы, которые присутствуют в Одесском порту.

Например, сложности заезда по железной дороге. Это инфраструктурная проблема, которая не имеет легкого и быстрого решения. С другой стороны, мы не видим значимых осязаемых шагов со стороны Мининфраструктуры, "Укрзализныци", Администрации морских портов Украины (АМПУ), которые бы вели к скорейшему решению этой проблемы.

Еще один возможный фактор — ситуация с тарифами на судозаход. Но стоит отметить, это предмет договоренности между двумя участниками, что не является чем-то линейным.

Возможно, есть какие-то вопросы с навигацией.

В общем, это совокупность многих факторов. Поэтому я никоим образом не являюсь сторонником того, что нужно говорить, что это плохо или хорошо. Раньше Maersk тоже принимал такие решения. Например, много лет назад они ходили только в Ильичевск, не ходили в Одессу вообще. И ничего страшного. Потом было принято решение заходить в два порта. Это происходит в нормальном режиме.

Приведет ли это к развитию рынка контейнерных перевозок?

С этой точки зрения, развитие любого нового терминала, улучшение его позиций на рынке — это всегда плюс транспортной инфраструктуре Украины. Если терминалы, на которые уходит Maersk, будут быстрее развиваться, развивать вокруг инфраструктуру, то от этого проиграют те, кто не умеет работать рядом. Поэтому это только в плюс для развития транспортной инфраструктуры.

Рынок контейнерных перевозок в последнее время восстанавливается, импорт восстанавливает свои прежние объемы, экспорт — поспокойнее, но предполагаем, что в этом году будет продолжать расти. Незначительный, но позитив в последние два года наблюдается на рынке морских грузоперевозок.

Да, Maersk, — это лидер, крупнейший перевозчик контейнеров. Решение компании уйти из Одесского порта заметное, его нельзя игнорировать, делать вид, что ничего не произошло. Но делать какие-то скоропалительные выводы рано.

Стоит констатировать, что после ухода Maersk контейнерному терминалу в Одессе будет непросто. Но там уже объемы Maersk не были настолько значимые, как в недалеком прошлом. Еще раз говорю: это не сиюминутное их решение, они долго и осознанно к нему шли. Поэтому на момент принятия решения уже работали в "Южном", и в Черноморском рыбном порту. Так что это был длительный процесс.

В конце концов, Maersk работает с ТИС много лет. Безусловно, ТИС отлично развивается, самый крупный частный стивидорный комплекс (если не называть его скромно частным портом) в Украине. Его возможности, желание развиваться — достаточно широкие. Они их реализуют, воплощают. Остается только снять шляпу и сказать "спасибо большое".

автор:
Александр Щекин
по материалам:
Дело.UA
раздел:
теги:

По теме:

Все государственные порты будут сдавать в концессию
Транспорт 01 апреля, 17:04

Все государственные порты будут сдавать в концессию

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что украинские государственные порты будут передаваться исключительно в концессию — от вариантов приватизации или аренды портов в МИУ отказались

В АМПУ официально прокомментировали уход Maersk из Одесского порта
Транспорт 01 апреля, 08:04

В АМПУ официально прокомментировали уход Maersk из Одесского порта

В АМПУ прогнозируют в 2018 году рост контейнерооборота в украинских портах, а также увеличение конкуренции в условиях обработки контейнеров