- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Укравтодор" за год проложил всего лишь 8 километров дорог
В распоряжение «ДЕЛА» оказались оперативные данные о строительстве дорог в Украине. Согласно документу, за 11 месяцев 2009 года госслужба «Укравтодор» сдала в эксплуатацию 7,8 км новых и реконструированных дорог.
Первое, что удивляет, это мизерная цифра. В рамках подготовки к Евро-2012 государство брало на себя повышенные обязательства. За счет бюджета власти обещали за год построить 341,7 км дорог. В итоге мы имеем результат, в 44 раза меньший от запланированного.
Второе, что изумляет, это цена, которую платит государство за такие дороги. Согласно отчету «Укравтодора», 7,8 км обошлись бюджету в 913,5 млн. грн. Как выяснило «ДЕЛО», почти миллиард потрачен, а отремонтировано всего лишь два участка дорог: Александровка — Кировоград — Николаев (1,6 км) и Новомиргород — Велика Виска (4 км) в Кировоградской области. Также построены два участка (1,9 и 0,3 км) трасс местного значения в Ривненской и Сумской областях.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПутем несложных арифметических расчетов можно выяснить, что каждый километр этих дорог обошелся государству в 117,5 млн. грн. Для сравнения, в США такие работы обходятся федеральному бюджету в пересчете на гривню в среднем в 47,2 млн. В Китае километр автомагистрали строят за сумму, эквивалентную 19,2 млн. грн. Даже в Украине есть примеры, когда прокладка международной магистрали обходится в несколько раз дешевле. Например, на данный момент тот же «Укравтодор» реализует совместный проект капитального ремонта автодороги Киев — Чоп за заемные средства.
По данным «ДЕЛА», километр фактически наново построенной автомагистрали стоит 21,9 млн. грн. Столь существенная разница в стоимости объясняется просто — кредиторы (Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития) жестко контролируют использование денег. В результате на 57 км автомагистрали, построенных в этом году, потрачено 1,25 млрд. грн.
В свою очередь подчиненные Гуржоса объяснили, что 913,5 млн. грн. были потрачены не только на указанные 7,8 км дорог. По их данным, в эту сумму также включены расходы на прокладку других дорог. Но поскольку эти объекты еще не готовы, то и в отчет они не попали.
При этом неофициально в «Укравтодоре» признают, что стоимость строительства одного километра дорог в зависимости от сложности работ составляет от 15 до 35 млн. грн. Cамая высокая стоимость дорог — в Крыму. Как отмечает экс-глава «Укравтодора», народный депутат Владимир Демишкан, одна из самых дорогих дорог в мире находится в Израиле. Там стоимость одного километра составила $30 млн. (около 240 млн. грн.). «Но это большой автобан на 6 полос в каждую сторону. А откуда взялась стоимость выше 100 млн. грн. за 1 км дороги, я даже представить не могу», — недоумевает нардеп.
Без надзора
В свою очередь ведущий специалист ЕБРР Марк Магалецкий пояснил, почему, когда дороги прокладываются за счет кредитов, эффект использования средств выше. По словам банкира, обычно в тендере побеждает компания, предложившая наименьшую стоимость за указанный в объявлении объем работ. «При этом превышение сметы практически невозможно, поскольку заказчик в лице «Укравтодора» не может заплатить за работы больше указанной в контракте суммы», — уточняет Магалецкий. Для оценки заявленной стоимости проекта, а также самого проекта ЕБРР привлекает независимых инженеров-консультантов из специализированных компаний. В то же время Владимир Демишкан признает, что расход бюджетных средств госпредприятием контролируется мало.
Чрезвычайно низкие объемы строительства дорог — 7,8 км против запланированных 341,6 км — в госпредприятии объясняют нехваткой бюджетных средств. А именно — недопоступлением средств от акцизного сбора, а также ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства в специальный фонд госбюджета. Ведь поступления от этих сборов являются основным источником финансирования программ автодора.
Истина — в кредите
Впрочем, эксперты отмечают, что проблема с нехваткой средств связана с высокой закредитованностью компании. Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава напоминает, что сущест-венные суммы «Укравтодор» расходует на обслуживание своих долларовых кредитов. Так, по данным «Укравтодора», только за 9 месяцев текущего года госкомпания выплатила 5,8 млрд. грн. в счет погашения кредитных обязательств. Кроме того, в конце прошлого года американский банк Morgan Stanley потребовал от «Укравтодора» досрочного возврата кредита в размере $930 млн. Тогда госкомпания оказалась на грани дефолта. Впрочем, тогда 50% этой задолженности было перекуплено Credit Suisse. Оставшиеся $465 млн. (примерно 3,7 млрд. грн.) были рефинансированы швейцарским банком сроком на 10 лет под госгарантии под ставку LIBOR+8 процентных пунктов. Как ранее сообщало «ДЕЛО» (№198 от 26.11.09 г.), на данный момент «Укравтодор» намерен привлечь очередной кредит на $0,5-1 млрд. Тогда глава «Укравтодора» Вадим Гуржос сообщил «ДЕЛУ», что переговоры о получении кредитов ведутся с рядом банков, в числе которых американский Citibank и швейцарский UBS. Однако компания не спешит соглашаться на их предложение — не устраивает стоимость ссуды. «Банки предлагают кредит минимум под 13%, тогда как мы считаем приемлемой ставку 11-11,5%, — говорил Гуржос. — Тем не менее наши специалисты ведут переговоры с банками». Привлечь такой огромный кредит «Укравтодор» может только под госгарантию.
3256,9 км дорог нужно построить и отремонтировать Украине до 2012 года согласно Программе по подготовке к проведению Евро-2012.
По данным «Укравтодора», потребности предприятия в финансовых ресурсах на 2010 год составляют 21,4 млрд. грн. При этом 9,8 млрд. грн. из них должны быть направлены на погашение кредитов «Укравтодора» перед международными финансовыми организациями. Вместе с тем в проекте госбюджета на 2010 год на нужды ведомства предусмотрено лишь 13,1 млрд. грн.
Кроме 8 км новых и реконструированных дорог, в своем отчете «Укравтодор» также сообщает, что за 11 месяцев 2009 года компания капитально отремонтировала 49,2 км дорог и 178,5 м мостов. С учетом других дорожных работ на эти цели было потрачено около 5,3 млрд. грн.
Новые правила републикации эксклюзивных статей газеты "ДЕЛО"