"Укртелеком" потратит 300 млн грн на подключение 600 сел

Крупнейший фиксированный телеком-провайдер страны развернул масштабное строительство сети в украинских селах

"Укртелеком" является лидером в самом быстрорастущем сегменте отечественных телекоммуникаций — доступу в интернет. В больших городах, где превалирует многоэтажная застройка и в каждом подъезде может работать десяток провайдеров, компания ставит перед собой цель удержать рынок либо же минимизировать отток. О том, как "Укртелеком" намерен интернетизировать село, Delo.UA рассказал директор дирекции развития массового сегмента компании Денис Захаренко.

У "Укртелекома" самая разветвленная, но "медленная" медная сеть. Какие планы по покрытию "быстрым" оптоволокном?

Мы обслуживаем 1,7 млн интернет-абонентов при помощи "медной" технологии ADSL, которая доступна практически на всех городских телефонных линиях. Однако мы уже начинаем снайперски "выстреливать" в определенные многоэтажные дома, где считаем целесообразным развивать технологию Ethernet вместо ADSL.

Кроме ADSL, для подключения в селе или в пригороде, мы используем промышленный Wi-Fi, который доставляет интернет на расстояние от 5 до 10 км. Эта технология уже активно используется в Херсонской области. Промышленные Wi-Fi-сети мы также строим и в других областях. Но ADSL, конечно же, остается доминирующей технологией.

Использование медного телефонного кабеля накладывает ограничения на скорость предоставления интернета. В результате кто-то из клиентов получает скорость только 2 Мбит/с, кто-то — 5 или 10 Мбит/с, а в некоторых случаях — линия и до 20 Мбит/с может "разбежаться".

Каждый второй абонент у нас получает более 10 Мбит/с — это скорость достаточна для просмотра фильмов даже в HD-качестве. При этом клиенту одновременно доступен еще и веб-серфинг. Поэтому для большинства клиентов скоростные характеристики ADSL приемлемы и достаточны.

Кто является потенциальным клиентом "Укртелекома"?

Сейчас наша доля на рынке широкополосного доступа в интернет (ШПД) — 23%. Нашу клиентскую базу можно условно разделить на две части. Приблизительно половина абонентов находится на высококонкурентных рынках — это высотные дома в больших городах. Уж поверьте, там у нашего клиента есть из чего выбирать. И, как правило, это не один, не два, а в некоторых домах — даже и не шесть альтернативных провайдеров интернета. То есть конкуренция огромная.

Если, скажем, завтра в мой кабинет придет какой-нибудь консультант и скажет: "Ой! У тебя же половина базы под угрозой — ты же гигабитую скорость клиенту не даешь!", я отвечу: "Да". Однако я считаю, что наши конкуренты все, что могли у нас отнять за последние пять лет, уже отняли. И тех пользователей, которые с нами остались, наш ADSL интернет при средней скорости 10 Мбит/с вполне устраивает. Также надо учитывать фактор цены. Тарифы провайдеров в Киеве на ежемесячный интернет-пакет — это 65-85 грн. А у "Укртелекома" — от 50 грн/мес. за "безлимит" плюс Wi-Fi роутер по цене 1 грн. А во время акций предлагаются и более выгодные предложения.

Однозначно мы понимаем, что наш продукт дает меньшую скорость, чем у наших скоростных конкурентов. Большинство абонентов ШПД в больших городах привлекаются скоростью интернета — но не все! Мы играем в сегменте "Value for money". Если клиенту важна не столько скорость, сколько цена — добро пожаловать к нам.

Кроме ценового фактора привлечения клиентов, есть еще и психологический. Если закажешь Ethernet-интернет, то "придут люди, натопчут, наделают дырок, какой-то кабель в квартире проложат". А некоторые люди с большой опаской относятся к тому, что кто-то чужой придет в их квартиру. Наш продукт подходит клиентам с такими потребностями. Есть еще один момент. Предположим, кто-то сделал ремонт или живет в арендованной квартире, где хозяин сделал ремонт и сказал не ломать, не портить. А наш телефонный кабель в такой квартире уже где-то аккуратненько проложен. Поэтому если людям не нужна наивысшая скорость и они боятся испортить ремонт, то они выбирают наш интернет. В подтверждение этих примеров мы видим, что половина установок нашего интернета совершается клиентами самостоятельно. Это просто — если дома уже есть телефонная линия, то ее подсоединяешь к ADSL-модему — и все работает. Только половина абонентов просит, чтобы к ним приехал мастер и помог им настроить наш интернет.

В вопросе скорости также есть нюансы. Очень многие клиенты в качестве "раздачи" интернета по квартире используют Wi-Fi в диапазоне 2,4 ГГц, который в больших городах не всегда разгоняется быстрее 20 Мбит/с. Во-первых, частотный диапазон ограничен, во-вторых — "зашумлен" сигналом от соседей. Какой смысл покупать 100 Мбит/с интернета, а затем подключать Wi-Fi-роутер и пользоваться доступом на скорости максимум 20 Мбит/с? Поэтому даже в больших городах на наш интернет есть спрос.

Но сейчас "Укртелеком" развернул активное строительство сети в сельской местности.

Как я уже сказал, половина нашей базы находится в многоэтажной застройке. Вторая половина — это малоэтажная застройка в селах, а также в больших и в маленьких городах. Там конкуренция на порядок меньше и у нас достаточно сильная рыночная позиция. Люди сами приходят в "Укртелеком" и говорят: "дайте интернет". Если клиент живет в частном доме и у него уже есть домашний телефон, то подключение происходит максимально быстро. Поэтому мы стремимся максимально расширить свое присутствие в сельской местности.

Какие цели поставил для себя "Укртелеком" по подключению сельских жителей к интернету?

Если посмотреть на цифры Госстата, то окажется, что половина населения Украины живет в частных домах. И это растущий тренд. Очень много украинцев переезжают из больших городов в частные дома куда-нибудь в пригороды. Вокруг каждого города, будь это Тернополь, Черновцы или Киев в радиусе 20-30 км, развиваются коттеджные городки. Им интернет необходим так же, как и жителям больших городов.

Основная проблема обеспечения интернетом одноэтажной застройки — это макроэкономика. Сколько гражданин готов заплатить за интернет-подключение? Очевидно, что "дотянуть" скоростной интернет ему в село очень дорого. Когда такая инвестиция окупится? Тем не менее, мы пошли в регионы, и в этом году обеспечим интернетом около 600 сел. Сейчас идет активная стройка, более 200 сел уже подключили. Буквально каждый день запускаем по три-четыре села. А вообще, интернет от Укртелекома сегодня есть уже в более 1400 населенных пунктах страны.

Когда ваша компания рассчитывает окупить "сельские инвестиции"?

Это большой и дорогой проект. Давайте посчитаем. В среднем каждое село находится на удалении от райцентра или другого крупного села, где уже есть наша оптика, на расстоянии 10 км. Проложить один километр оптоволокна стоит не менее 30 тыс. грн — мы строим качественно и не дешево. Плюс стоимость оборудования. Выходит, что в среднем на каждое село затрачивается около полумиллиона гривень. Окупаемость таких инвестиций долгая — в районе пяти лет, мы инвестируем в будущее.

Если на подключение каждого из 600 сел ваша компания в среднем тратит 0,5 млн грн, то в целом проект можно оценить в 300 млн грн… Какой стратегии придерживается "Укртелеком" при выборе перспективных сел с точки зрения интернет-подключения?

Критериев выбора несколько. Например, если мы видим, что в селе есть школа, то считаем его перспективным. Потому что дети, молодежь — главные инициаторы подключения к интернету.

Но не в каждое село мы сможем зайти со своим интернетом. Если это маленькое село, в котором 100 домов, и мы понимаем, что из них максимум 30-40 подключатся, то инвестировать полмиллиона гривень нет смысла. Такой кейс и за 10 лет не окупится. Мы, как правило, рассчитываем подключить в селе 100-120 интернет-портов, значит, там должно быть где-то 300-400 жилых домов. Это примерный "калибр" тех сел, куда мы сейчас идем с интернетом. Населенный пункт должен быть такого размера, чтобы обеспечить прибыль хотя бы на шестой год инвестиций.

Кроме того, мы работаем с соблюдением всех правил и норм, с официальными зарплатами сотрудников и прочее. А некоторые маленькие провайдеры с "серыми зарплатами" протягивают паутину кабеля в подъездах, подвешивают его на электроопорах, не спрашивая ни у кого разрешения или решая вопросы иным способом, дорожное полотно не восстанавливают после себя. Например, в моем районе проложил один оператор оптику и, недолго думая, перерыл дорогу асфальтовую, а потом как-то зарыл лопатой — и все. Теперь я каждый раз, когда еду домой вечером, на этом импровизированном лежачем полицейском подпрыгиваю.

То есть, ваша компания сосредоточена на крупных густонаселенных сельских районах. Но ведь еще много сел остаются без внимания "Укртелекома" ?

"Укртелеком" — частный бизнес, который руководствуется в своей деятельности принципами законности, экономической целесообразностью и здравым смыслом. Как бизнес-субъект, оператор реализовывает, как я и говорил, экономично обоснованные проекты по интернетизации населенных пунктов. Но каждый провайдер работает там, где выгодно, где инвестиции будут окупаться. А интернет в селе — проект с более длительным сроком окупаемости, чем в городе.

Конечно, в наше время цифровых технологий важно, чтобы жители и городов, и сел имели равные возможности доступа к информации, могли пользоваться интернетом и телефонией вне зависимости от величины места своего проживания. Я считаю, что решать проблему "цифрового неравенства" нужно в масштабах всей страны на государственном уровне, разрабатывая соответствующие программы и стратегии. Возможно, мотивируя операторов заниматься проектами труднодоступных и мелких сел с "сомнительной" окупаемостью каким-то способом.

Крупнейшие мобильные операторы декларируют чуть ли не полное покрытие, и в селах люди при желании могут пользоваться беспроводным интернетом. Насколько сильна конкуренция с их стороны в маленьких населенных пунктах?

Если в селе, допустим, 100 домов пользуются беспроводным доступом, и мы туда заходим с ADSL-интернетом, то конкурировать с нашим предложением сложно. В Украине десятки тысяч пользователей "сидят" на EDGE с его 100 Кбит/с. И когда "Укртелеком" предлагает 2-5 Мбит/с, поверьте, для жителей сел это существенная разница!

Вы говорите об утилизации уже имеющегося ресурса — медной инфраструктуры с пропускной способностью в несколько Мбит/с. Но ведь запросы растут, и насколько вероятен запуск в тех же селах, например, Ethernet-сетей?

Доступ по медной паре себя еще не исчерпал. В зонах высокого спроса на скоростной интернет, мы в будущем хотим применять более современную технологию, например VDSL или G.fast. Это позволит предложить клиенту 50 или даже в перспективе до 300 Мбит/с по обычному домашнему медному кабелю.

Что касается предоставления оптоволоконного интернета в селах и пригородах, где клиенты хотят не 2-5 Мбит/с, а 50 Мбит/с и готовы за это платить, — мы рассматриваем и такие варианты.