В малом бизнесе есть элемент неожиданности — Катерина Микула, Lamoda.ua

СЕО крупнейшего интернет-ритейлера одежды и аксессуаров lamoda.ua — о том, чем отличается малый бизнес от крупного, кому из них свойственно создание смыслов и ценностей и прелестях наставничества

Катерина Микула возглавляет проект Lamoda.ua — ведущий онлайн-ритейлер одежды, обуви и аксессуаров — с июля 2015 года. До прихода в проект Катерина успешно развивала свой стартап — крупнейший в Украине скидочный сервис Superdeal.com.ua, который в мае прошлого года присоединил к себе Pokupon.ua. До этого она представляла венчурный фонд e.Ventures в Украине, в котором отвечала за поток сделок и нетворкинг. В интервью она поделилась своим взглядом на менторство и на то, как справляться с новыми вызовами.

Почему вы заинтересовались участием в конкурсе СЕО4 U? Это потребует времени и вложения сил, которых у топ-менеджеров часто нет.

Как бы банально это ни звучало, но помогая кому-то, ты и сам развиваешься, учишься чему-то новому.

Был ли уже у вас опыт менторства? Чему он вас научил?

Да. Был и есть. Мои опыты наставничества научили меня правильному подходу. Ведь никому не нужны твои советы. Самый эффективный метод — подталкивать, а не советовать.

Чему крупный бизнес может научить малый и средний, и наоборот?

Малый и средний бизнес могут научить крупный бизнес гибкости и оперативности. Крупным компаниям этого часто не хватает.

Как вы видите адаптацию методов и моделей, которые используются в крупном бизнесе, для малого и среднего?

Все существующие модели нужно упрощать, объяснять более простым языком и на простых примерах. Возможно, какие-то элементы нужно даже исключить, а что-то не нужно и вовсе. Нужно смотреть на каждый конкретный случай.

Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации проекта?

Мне кажется, самое сложное — если человек не хочет пробовать что-то новое, меняться. Тогда движения вперед быть не может.

Чего вы ожидаете от участия в проекте?

Действительно создать что-то работающее в ходе проекта, пусть это будет даже новый процесс, который потом даст видимый эффект.

Каждый ли малый и средний бизнес должен становиться крупным?

Нет. Ведь только в малом бизнесе можно создать такую ценность для клиентов, которая часто не подвластна крупному. В больших компаниях все стандартизируется для максимальной эффективности и контроля, в малом же есть некий элемент неожиданности и мануфактурности, который дает дополнительные смыслы. Да и некоторые рынки ниши слишком малы для крупного бизнеса.

Может ли МСБ конкурировать с крупным бизнесом? Если да, то в чем?

Еще как может. МСБ более адаптивен, может быстрее реагировать на изменения рынка и потребительских предпочтений. Также он менее забюрократизированный и быстрее может тестировать и запускать новые продукты. Именно в этом сила малого бизнеса, и здесь он может дать фору крупным неповоротливым корпорациям.

Нарисуйте портрет "идеального предпринимателя".

Это должен быть экспериментатор, который любит рисковать и не останавливается на достигнутом.

Чем, помимо своей экспертизы, вы хотели бы поделиться с участниками?

В первую очередь — идеями. Мне интересно помочь создать новый процесс, что-то работающее и инновационное.

Готовы ли вы учредить что-то для того, кто вас поразит?

Обычно мы такое не практикуем. Но если бизнес менти будет связан с легкой промышленностью, то сможем оказать поддержку.

Что было самым сложным в вашем предыдущем проекте как для менеджера, а что сложно сейчас?

Всегда есть новые вызовы. Я не называю такие этапы сложностями. Мне нравится решать такие задачи, в реагировании на них и есть вся прелесть, ведь можно потом созерцать результат с чувством победителя.

Как вы развиваете бизнес сейчас? В чем "фишка" lamoda?

Наша "фишка" в том, что это самый крупный универмаг одежды, обуви и аксессуаров, причем онлайн. Мы даем возможность приобрести более 2000 брендов, и только трендовые и новые коллекции.