В Украине я себя чувствую вполне безопасно — новый глава Philips в Украине

Новый директор Philips в Украине Карстен Фирке в своем первом интервью уверяет, что не боялся переезжать в Украину, и утверждает, что наша страна — окно в страны Центральной Азии

Вас назначили на должность главы Philips в Украине в январе. Вы не боялись переезжать в Киев в связи со сложной политической ситуацией в стране?

Моя семья переехала в Киев в марте. Я думаю, этот факт уже свидетельствует о том, что страхов у меня не было и нет. Возможно, это связано с моим прошлым опытом работы. Я уже 14 лет работаю в компании Philips. Из них более 3 лет (с 2007 по 2010 год) — в представительстве компании Philips в Дубае, где отвечал за создание и развитие подразделения "Световые решения" на Ближнем Востоке. В эти годы я много ездил в такие не самые безопасные страны, как, например, Иран. Но когда ты находишься там, видишь все собственными глазами, то понимаешь, что степень опасности этих стран сильно преувеличена. Так что в Украине я себя чувствую вполне безопасно.

Оказывает ли влияние политическая ситуация на бизнес Philips в нашей стране?

Philips внимательно мониторит ситуацию в России и Украине. Если понадобится, мы будем принимать меры и будем пересматривать планы так же, как мы бы это сделали на любом другом рынке.

Можно ли сказать, что вы — кризисный менеджер для Philips в Украине?

Нет, я здесь не для разрешения какого-либо кризиса. Я подписал контракт с Philips в Украине за несколько дней до того, как Виктор Янукович не подписал Соглашение об ассоциации с ЕС (20 ноября 2013 года). Когда я работал в представительстве Philips в Дубае, моя главная задача состояла в том, чтобы опираясь на ОАЭ как центр, строить бизнес компании на Ближнем Востоке (в таких странах, как Иран и Саудовская Аравия). В Киеве я отвечаю за бизнес Philips не только в Украине, но и в странах Центральной Азии. В этом регионе есть страны, где мы бы хотели развивать свой бизнес. Мы в Philips верим, что Украина открывает двери в восточные страны. Мой предыдущий опыт во многом предопределил мое назначение на эту должность.

Какие страны в Центральной Азии наиболее интересны для Philips?

1 февраля мы открыли офис в Грузии, где ранее у нас было только торговое представительство. Также очень интересен Азербайджан: в ближайшее время я поеду в эту страну с визитом, в программе которого, в том числе, встреча с премьер-министром страны.

Да, Баку сейчас славится своей иллюминацией.

Да, все мне говорят о том, что там сделали просто шикарное освещение, и я с нетерпением жду этой поездки.

Но в Азербайджане точно не думают об энергоэффективности.

Знаете, я скажу так: некоторые страны, такие как Германия, мотивированы на то, чтобы сокращать потребление электроэнергии, так как стоимость 1 кВ/ч там составляет 27 евроцентов. В Украине стоимость 1 кВ/ч составляет примерно 9 евроцентов. Это очень дешево. Нет, я не говорю о том, что нужно повышать стоимость электроэнергии в Украине, но именно по этой причине население не понимает, что нужно экономить. Низкая цена не бьет по кошельку.

То есть, Украина будет ключевой страной для развития бизнеса компании в Центральной Азии?

Речь идет о том, что управление подразделением Philips "Световые решения" в странах Кавказа, Центральной Азии и Монголии осуществляется из украинского офиса.

Почему не Россия?

Украина является частью кластера Philips Россия и Центральная Азия, но ответственность была распределена таким образом потому, что если отдать все эти направления российскому офису, то большая Россия просто поглотит их. Сейчас Philips в Украине независима от российского офиса, у нас своя команда. Однако помощь российских коллег нужна нам в выполнении ряда административных задач, таких как исследование рынка, разработка новых продуктов и маркетинг. Таким образом, украинский офис может сконцентрироваться на продажах.

Но рынки Украины и России все же разные.

Как на рынке Украины, так и на рынке России Philips в большей степени известен как производитель потребительских товаров. В мире же Philips воспринимается как компания с тремя равноценными секторами: потребительские товары, световые решения и решения в сфере здравоохранения. И могу сказать, что два последних направления нашего бизнеса известны даже немного больше, чем потребительская электроника. Если говорить об отличиях рынков, могу сказать, что в сфере световых решений в Украине мы известны благодаря потребительскому освещению, в то время, когда в России у нас много проектов для бизнеса. Задача Philips на ближайшие несколько лет — усиливать позиции в сфере световых решений и здравоохранения в сегменте В2В в Украине.

Почему Philips в Украине до сих пор не удалось построить бизнес в секторе B2B?

Я бы сказал по-другому: мы не направляли достаточно ресурсов на то, чтобы сделать это. Это скорее недоработка со стороны Philips, чем неготовность рынка.

Что изменится с вашим приходом в компанию?

Конечно, я здесь не в роли волшебника, но мой предыдущий опыт — как раз из сектора световых решений. В первую очередь мы расширим команду, которая отвечает за B2B решения в Philips в Украине. Так, сейчас у нас есть большой заказ от крупной торговой сети на модернизацию освещения в магазинах. Цель модернизации — повысить комфорт покупателей. Это именно тот бизнес, который мы ищем в Украине. Для того, чтобы таких контрактов у нас становилось больше, мы должны принести на рынок Украины экспертизу из других стран. Именно поэтому мы расширяем команду за счет людей, которые являются экспертами в этом бизнесе.

То есть, можно сказать, что Philips фокусируется больше на В2В секторах, а не на секторе потребительской электроники?

Нет, конечно же, мы не отказывается от потребительского сектора. Идея в том, чтобы развивать направление B2B, сохранив при этом наши очень сильные позиции в потребительском секторе (здесь сразу в нескольких категориях мы являемся лидерами рынка).

Philips известен во всем мире как очень инновационная компания. А вы инновационный менеджер?

У Philips есть тысячи патентов, только в 2013 году компания представила 1839 новых заявок на патентную защиту изобретений. Но для нас дело не в количестве патентов, а в том, как мы реализуем эти инновации на рынке.

Что касается меня, то как только у Philips появляется новый продукт, он сразу же появляется у меня в офисе. Я всегда стараюсь попробовать сам, как это работает. Недавно была очень забавная ситуация. К нам в офис привезли наш новый продукт — паровую швабру для мытья полов. Я пришел в офис рано утром одним из первых и сразу решил испытать ее: разлил молоко на пол в коридоре и начал мыть пол новой шваброй. Коллеги были, мягко скажем, удивлены.

Моя главная цель — выводить инновации на рынок. Я не отвечаю за их разработку и производство, но моя задача — донести их до людей. Именно поэтому я сначала испытываю новинки компании "на себе". И только после этого я могу сказать нашему отделу маркетинга, нужно ли это рынку, и как именно это следует представить покупателям.

Какой самый популярный продукт Philips на украинском рынке?

Мультиварки. Спросите меня, в чем главная разница между потребителем в Украине и потребителем в Европе? В Украине некоторые продукты просто "выстреливают". Здесь самые популярные наши продукты — это товары для кухни. А я приехал сюда из мира, где доминируют бритвы и зубные щетки.

Какой у вас лично любимый продукт Philips?

Я назову вам два продукта: один — из моего прошлого мира, другой — из моего нового.

Первый — это энергосберегающие лампы, потому что это продукт, который приносит пользу не только мне лично, но и всему миру. Благодаря им у нас не только правильный и красивый свет дома, но мы экономим 80% электроэнергии по сравнению с обычными лампами накаливания. В Украине сейчас много говорят про экономию средств, которые тратятся на электроэнергию, и я очень надеюсь, что вскоре мы с вами придем к пониманию, что дело не в том, сколько я заплатил за электроэнергию, а дело в том, сколько электроэнергии я потребляю. Так, например, в странах Южной Африки действует целая программа, по которой правительство закупает энергосберегающие лампы, а потом распространяет их среди населения. И делают это не для экономии средств, а для сокращения потребления электроэнергии, потому что в этих странах существует дефицит этого ресурса. Я хочу стать одним из тех, кто поможет людям понять это.

Что касается второго продукта, это продукция под нашим брендом AVENT.

Вы говорили о проектах Philips в сфере световых решений. У компании есть проект в Умани по установке специального освещения в теплицах. Планирует ли в дальнейшем развивать это направление?

Действительно, после установки этого освещения в теплице урожайность томатов повысилась на 13-15%. Это имеет большое значение для Украины как для аграрной страны, именно поэтому мы уверены, что это направление нашего бизнеса будет показывать большой рост.

Есть ли у Philips новые проекты в сфере освещения теплиц?

Да, мы сейчас ведем ряд переговоров с несколькими компаниями, которые хотят установить аналогичные решения. К сожалению, назвать их я не могу.

Можете рассказать о продуктах, которые будут представлены на украинском рынке в этом году?

В Украине очень актуальна проблема сухого воздуха в помещениях — во многом из-за неправильного регулирования отопления. Осенью мы представим инновационные увлажнители, которые оснащены функцией очистки воздуха. И я верю, что это — большой шаг вперед по сравнению с тем, что сейчас есть на рынке.

Если говорить об освещении, то рынок LED-решений не стоит на месте. В ближайшие годы будущее за комбинацией LED-решений и inteligent control. Мы будем развивать это направление потому, что эти решения становятся все более эффективными, и именно за ними будущее. Кроме того, это та сфера, в которой мы сильны. Приведу простой пример: объем бизнеса Philips в сфере световых решений составляет 8 млрд евро в год. У нашего ближайшего конкурента — 4 млрд евро.

Что касается потребительской электроники, то мы активно работаем над несколькими продуктами, в том числе беспроводными пылесосами и отпаривателями для деликатной одежды. Во всех этих решениях мы делаем ставку на экологичность. Например, все моторы, которые используются в нашей продукции, потребляют намного меньше электроэнергии, чем аналоги конкурентов.

Тяжело ли вам продвигать в Украине "зеленый" бизнес?

Для украинцев сейчас бОльшую роль играет цена продукта. Наша с вами задача (бизнеса и прессы) изменить эту ситуацию, донести до людей мысль, что, возможно, они что-то делают неправильно. Конечно, это нелегко, но мы должны готовить людей к принятию этого решения. И здесь нужно двигаться постепенно, делая продуманные и последовательные шаги в этом направлении.

Возможно, вам нужно привлекать к этой работе энергогенерирующие компании, такие как, например, ДЭТЕК?

Сейчас мы изучаем рынок и ищем партнеров для совместной программы. В рамках программы мы хотим предоставить клиентам компании-партнера продукты, которые потребляют меньше электроэнергии. У нас был очень интересный проект в Южной Африке. Нашим партнером стала сеть АЗС, на которой действовала акция "купи литр бензина и получи энергосберегающую лампочку в подарок". Идея состояла в том, что мы говорили человеку: "Эй, мы понимаем, что ты, сжигая топливо, наносишь вред окружающей среде. Но используя энергосберегающую лампочку, ты делаешь что-то хорошее для планеты".

Я думаю, что главная проблема того, что люди не используют энергосберегающие лампы, состоит в том, что они просто не пробовали этого делать. Но попробовав раз, тем более получив ее бесплатно, человек почувствует выгоду.

Да, именно так мы хотим рассказывать украинцам "зеленых" продуктах. И нам нужны такие акции, чтобы идея покупки энергосберегающих ламп стала привычной для украинцев. Сейчас в торговых сетях в продаже не так много энергосберегающих ламп. И дело не в том, что сети не хотят их продавать, просто у покупателей пока нет интереса к этой покупке.

У Philips в Европе есть ряд решений для дорожного освещения. Есть ли подобные проекты в Украине?

К сожалению, нет, и, честно говоря, я не понимаю почему. Потому что, с моей точки зрения, 80% экономии электроэнергии при освещении дороги выглядит как очень простой бизнес-кейс.