Как перепрыгнуть из феодального строя в цифровую экономику — глава "Укрпошты" о реформах в госкомпании

Когда человек, построивший успешную карьеру за рубежом, становится у руля отечественной госкомпании с доисторическими методами работы и полным отсутствием технической базы, может показаться, что ему не хватает в жизни адреналина. Но Игорь Смелянский, директор "Укрпошты", доказывает, что эффективные реформы госмонополистов возможны
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Игорь Смелянский проявил интерес к разработке юной изобретательницы Елизаветы Годовиковой, которая стала финалисткой конкурса инновационных проектов "Чистые улицы" с продуктом, оповещающим профильные службы о наполненности мусорного бака и необходимости вывоза мусора "Waste Manager — Умная урна". Подобную технологию, по мнению директора "Укрпошты", можно использовать и для определения наполненности почтовых ящиков, что позволит снизить затраты на сбор корреспонденции в городах. Разговор был долгим и коснулся не только вопросов бизнеса, но и личной жизни.

О чем вы мечтали в детстве? Эти мечты стали частью вашей жизни?

По-разному. Все детство я провел в морском порту, где работал мой отец. Я видел, как корабли приходили из разных стран, мечтал стать моряком и путешествовать.

Эта мечта частично исполнилась — моряком я не стал, но путешествую много. У нас с женой нет ни своей квартиры, ни дома, зато мы очень много ездим — побывали уже в 40 странах. Эту страсть переняли и наши дети. Младшему сейчас 7 лет, он был уже в 13 странах, а старшему — 10 лет и на его счету 18 стран. Надеемся, что в этом году удастся посетить еще несколько.

А в каких странах еще хотели бы побывать?

Сейчас мое внимание привлекает Азия. Я пока не был в Австралии, Японии, Китае, Индии. Хотелось бы съездить в Новую Зеландию. А с друзьями мечтаем попасть на Галапагосские острова, это около Эквадора. Но такая поездка требует серьезной и долгой подготовки.

Вам всегда хочется возвращаться домой из поездок?

Мы с семьей очень много ездили по миру. И я, и моя жена были консультантами, порой жили порознь в разных странах: Казахстан, Россия, Франция, Украина, США…

Дом там, где твоя семья и куда возвращаться хочется всегда. Это то место, где ты можешь подзарядиться энергией для новых свершений.

Я считаю, что самое ценное в жизни — это свобода. Быть независимым от кого бы и чего бы то ни было: людей, привязок, финансов. Это помогает развиваться.

Вы так увлеченно говорите о путешествиях. Почему все же не стали моряком?

В какой-то момент я очень серьезно заинтересовался экономикой. Начал читать книги о бизнесе. У отца из-за этого даже были некоторые неприятности, потому что после прочтения бизнес-книг я отказался вступать в комсомол. Конечно, в то время открыто идти против общества было опасно, поэтому я по-одесски выкрутился, сказав, что мне нужно очень тщательно изучить устав комсомола перед вступлением. А пока я его "изучал", комсомол развалился. Все это время я продолжал читать, и меня очень заинтересовал биографический роман Ли Якокка, в котором он рассказывал о спасении корпорации Chrysler от банкротства. Пожалуй, именно в то время у меня появилось желание заниматься экономикой, что я и продолжаю делать по сей день.

Вам нравится должность, которую вы сейчас занимаете?

Я никогда не стремился занять какую-то должность. Она не важна. Своим коллегам я говорю: "Вам люди подчиняются не потому, что вы начальники. Есть такие начальники, которым никто не подчиняется. А есть в моей команде советники, которым подчиняются все. Главное, как ты себя ведешь по отношению к другим людям".

Мне всегда было интересно сделать что-то, чего ни у кого не было. Мой папа занял пост вице-мэра города, когда мне было 14 лет. Но несмотря на это, — а может быть, вопреки, — я начал зарабатывать сам: продавал мороженое на пляже. Над папой даже посмеивались коллеги.

Во взрослом возрасте мне стало интересно сделать успешное слияние компаний.

В "Укрпочте" я хочу показать, что чудеса случаются даже в государственных неповоротливых организациях. Это для меня вызов.

К своей должности нужно относиться проще и фокусироваться на том, что ты делаешь.

Мне интересно делать сложные вещи, которые позитивно затрагивают жизни многих людей

Вы получали профильное высшее образование?

У меня три образования. Начинал я учиться в Одесском государственном экономическом университете по специальности "Международная экономика и маркетинг", потом перевелся в университет Нью-Йорка. Тогда я решил, что мне очень нравится проводить сделки слияния и поглощения. Изучив эту тему, я понял, что мне необходимы знания в области финансов и бухгалтерии, а потом пришло понимание необходимости юридического образования. Когда я завершил свой образовательный этап, пришел к реализации своего желания — проводить сделки слияния и поглощения. Полученные знания были очень кстати, мне не нужно было обращаться к многочисленным экспертам по любому поводу, я сам понимал финансовую и юридическую документацию.

Если бы вам сейчас предложили поменять свою профессию на любую другую, какую бы выбрали?

Мне нравится то, что я делаю. Но если смотреть на далекую перспективу (лет 20-25), то какая-то позиция в исполнительной власти (может даже Президента) или руководителя какого-то большого благотворительного проекта. Почему? Мне интересно делать сложные вещи, которые позитивно затрагивают жизни многих людей. На сегодняшней позиции я реализую свою потребность в этом. Во-первых, в "Укрпочте" работают 76 тыс. сотрудников. Во-вторых, в большинстве украинских сел наши отделения — единственное средство коммуникации. И от того, насколько качественно и эффективно я буду делать свое дело, зависят жизни этих людей и их семей.

Мой драйвер самореализации — возможность изменить жизнь страны, направить вектор ее развития в ту сторону, которая положительно отразится на всех ее жителях. Сегодня я стараюсь сделать это на той позиции, на которой работаю. Кстати, посмотрите на бывших американских президентов — все они после ухода возглавляют гуманитарные благотворительные фонды и пытаются бороться с бедностью, болезнями, развивают образовательные проекты. Мне кажется, это правильная модель поведения.

Как бы вы описали свой успех на сегодняшний день?

Успех состоит в том, что я никогда не стремился добиться высоких должностей. Мне предложили принять участие в конкурсе на позицию руководителя огромной государственной компании. Насколько я помню, на тот момент было 49 кандидатов. Все они представляли свое видение программы развития. Моя программа победила. Я бы сказал, что успех — в свободе.

Исходя из этого, я формирую команду людей, с которой реализую свою программу. Я хочу, чтобы со мной работали независимые люди, которые не боятся быть уволенными и не боятся сказать мне "нет". Они приходят, чтобы достичь новых высот в профессиональной сфере и, конечно, прекрасно, если при этом они зарабатывают деньги. Я не очень верю в гипотетически дешевых сотрудников, которые это делают для удовольствия якобы, а потом у них появляются дорогие машины и квартиры в Киеве. Каждому человеку в своей команде я говорю: "Мы работаем в долгую, но каждый день может быть последним. Давайте каждый день попробуем сделать что-то хорошее".

Специфика нашей организации такова, что ее клиентами являются все — от хипстеров до пожилых людей. И мы должны сделать так, чтобы им всем было комфортно.

Вы планируете внедрять в работу "Укрпошты" автоматизированные решения?

Конечно, но пока надо решить самую насущную проблему — из феодального строя, в котором работает компания много лет, перепрыгнуть сразу в цифровую экономику сложно. Вы только представьте, что совсем недавно из 11,5 тыс. отделений "Укрпошты" хотя бы один компьютер был только в 20%, но даже среди них 65% ПК старше 10 лет, а 15% — старше 20. Хакеры, наверное, даже не догадываются, что такие аппараты еще могут существовать и даже работать где-то.

Применить к этой технической базе что-то инновационное невозможно. У нас многие офисы работают на 128-килобитной связи. Перед нами очень сложная задача — внедрять новое на основе устаревшей инфраструктуры. Конечно, мы стараемся привлекать IT-специалистов, но многие из них уходят через две недели — им становится скучно работать на таком оборудовании. Нужны люди, которые понимают, куда мы стремимся, понимают, что есть сейчас, и могут повлиять на то, чтобы завтра было лучше.

Но все равно мы развиваемся. Сейчас мы разрабатываем мобильное приложение "Идентификация клиента". Каждый клиент будет иметь свою "карточку", по которой, проходя через рамку в отделении, он будет идентифицироваться. Пока человек дойдет до стойки, ему уже вынесут посылку.

Еще одно нововведение, которое мне очень нравится, — "Укрпошта SmartBox", сокращающая время отправки посылки до 5 секунд. Есть коробка стандартного размера, в которую можно поместить все самые распространенные посылки. Все, что войдет в эту коробку, будет отправляться по единому тарифу, независимо от веса и пункта назначения. Раньше очень много времени занимало взвешивание, внесение данных об адресате и расчет стоимости. Благодаря SmartBox мы полностью исключили эту необходимость. Человек покупает коробку (в ее стоимость уже входит цена доставки), заполняет данные в личном кабинете на сайте, распечатывает квитанцию, клеит ее на коробку и просто приносит в любое отделение.

Есть у нас еще идея внедрить автоматическую систему в курьерской доставке: курьер едет по городу, развозя посылки, и на своем устройстве видит, что человек хочет отправить посылку. Программа выстраивает оптимальный маршрут, курьер приезжает и забирает эту посылку.

Мы отслеживаем современные инновации, которые внедряются в мировых компаниях. Я убежден, что "Укрпошта" должна стать ІТ-компанией, потому что все новые продукты зависят от того, как мы будем это делать.

Может ли "Укрпошта" под вашим руководством стать лидером поддержки идей молодых разработчиков?

Если поменяют законодательство — да. Безусловно, профессиональный опыт нужно уважать и использовать. Но часто необходим свежий молодой взгляд на вещи и отсутствие страха высказать нестандартный взгляд на ситуацию.

Я очень постараюсь, чтобы в компанию пришли новые люди с прогрессивными идеями. Однако в тоже время буду стремиться к сохранению опытных профессионалов.

Специфика нашей организации такова, что ее клиентами являются все — от хипстеров до пожилых людей. И мы должны сделать так, чтобы им всем было комфортно.

Какие новшества вы еще планируете внедрять?

Нововведения должны быть и будут. Мы все понимаем, что объемы печатных изданий и писем сокращаются и рано или поздно умрут. Сейчас мы уже смотрим в сторону сегмента электронной продукции и финансовых операций. Дальше будем придумывать и другие направления развития.

Как вы планируете конкурировать с "Новой поштой"?

"Новая пошта" в прошлом году отправила 120 млн посылок, "Укрпошта" — всего 16. Мы пока не готовы к объемам в разы больше, даже с точки зрения транспортного парка. Будем двигаться постепенно. На этот год поставили задачу повысить количество посылок до 40 млн, в следующем поставим другую цель.

Чтобы конкурировать на равных, нам нужно решить вопрос с автомобилями, с сортировочными центрами, с компьютерами и, главное, с привычками и культурой людей. В наших отделениях порой работают люди, которые доверяют только "древним счетам", а работники сортировочных пунктов не считают правильным внедрять систему оплаты труда в зависимости от выработки. Наша основная задача — кардинальная смена культуры работников и потребителей наших услуг.

Я понимаю, что многие мои решения вызывают негативную реакцию. Но люди, которые пришли ко мне в команду (у меня в прямом подчинении 56 человек, при норме в менеджменте — 7 человек), верят в меня и в мои решения.

Как только мы вместе изменим культуру, изменится и все остальное.