- Дата публикации
Василий Скопенко, АО "Харьковоблэнерго" о законах физики и государства
За год работы управленцу удалось вернуть компанию в штатный режим работы и предложить стратегию на будущее. Свою роль сыграло то, что новый глава "Харьковоблэнерго" — не случайный человек в отрасли. До назначения на пост главного энергетика Харьковщины он работал начальником районного отделения энергосбыта "Харьковоблэнерго", директором "Харьковэнергосбыт" и коммерческим директором "Киевоблэнерго". Василий Скопенко кандидат технических наук.
Что вошло в стратегию развития компании с вашим приходом и почему?
Главной стратегией развития компании всегда была и остается организация бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергии, а также перспективное развитие энергетического хозяйства нашего предприятия, чтобы инфраструктура Харькова и области не испытывала дефицита электрической мощности в любой точке подключения объектов. Другой вопрос, что, возглавив предприятие в октябре 2018 года, я столкнулся с тем, что за три предыдущих года компания не просто остановилась в развитии, она с трудом могла оперативно ликвидировать аварийные отключения потребителей. Причина — полное отсутствие финансирования текущей эксплуатационной деятельности. За год работы нам удалось вывести предприятие из состояния стагнации и создать условия для более стабильной работы на ближайшую перспективу.
Можете оценить в процентах делегирование полномочий? И когда эта пропорция может меняться?
Делегирование полномочий — обязательная составляющая работы топ-менеджера. Невозможно в одиночку руководить всеми направлениями деятельности и развития такого большого предприятия одинаково эффективно. Почти 90% полномочий руководителя может выполнить команда, с которой он работает. Ведь это не случайные люди, а все-таки, уверен, единомышленники, идущие в одном направлении, видящие процессы одинаково и болеющие одной и той же болезнью — неспособностью останавливаться на достигнутом, а тем более на полпути. Если команда подобрана правильно, не возникает необходимости в изменении пропорции.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНасколько важно действовать точно с принятым планом? Или импровизация — это частый прием управленца с любым уровнем планирования? Вы четко придерживаетесь плана или для вас это просто общий курс?
Энергетика, как и любая другая стратегическая отрасль, не может работать без правильно организованного планирования. Учитывая, что данная сфера основывается, в первую очередь, на законах физики, особо не сымпровизируешь. Приходится придерживаться существующих законов и правил. Если серьезно, то "Харьковоблэнерго" — это акционерное общество, главным акционером которого является государство. Поэтому предприятие работает в соответствии с утвержденным планом технического развития (инвестпрограммой), финансовым планом. Это, как показывает практика, позволяет развивать предприятие по всем направлениям, избегать перекосов в сторону развития одного направления в ущерб другому.
Насколько СЕО или owner должен отдавать себя проекту, которым занимается?
Считаю, что без полной самоотдачи вообще не стоит ничего начинать, ни создание бизнеса, ни работу топ-менеджера. Без достаточных амбиций не удастся достичь желаемого результата и реализовать поставленные задачи. Как без собственного примера самоотдачи требовать от подчиненных того же?
Должен ли руководитель крупной компании быть предпринимателем по духу или лучше не смешивать менеджмент с предпринимательским задором?
Предпринимательство по духу — это отличительная черта нашего народа! Главное — не путать предпринимательский задор с неукротимым азартом. Что касается определения понятия "менеджмент", оно само по себе является набором сухих формул, алгоритмов и стандартов ведения бизнеса, следование которым должно привести к максимально прибыльной работе при эффективном использовании персонала.
В реальности эти формулы и алгоритмы гораздо эффективнее работают при наличии предпринимательского чутья. Есть такой афоризм: "Менеджмент состоит в том, чтобы делать вещи правильно, лидерство — чтобы делать правильные вещи".
В Украине дефицит доверия между сотрудниками, собственниками и управляющими. Как сделать эти отношения гармоничными?
Почвой для недоверия является недостаток информации, не зря же говорят, что природа не любит пустоты. Любая недосказанность заполняется домыслами и слухами, которые, словно ржавчина, разъедают взаимоотношения внутри коллектива. Поэтому свою работу руководителя предприятия я начал со встречи с коллективом, на которой честно рассказал о состоянии дел в компании, познакомил с планом ее возрождения. Главное, чтобы слова не расходились с делом. Могу сказать, что спустя год после той встречи мне и команде моих единомышленников удалось реализовать свои обещания.
Верите ли вы в work-life balance? Есть у вас принципы организации процесса управления? Насколько важно для топ-менеджера смотреть на себя со стороны?
Начну с ответа на последний вопрос. Именно взгляд со стороны помогает сверить часы, то есть правильно сформировать актуальные задачи и пути их решения. С этой целью, например, мы провели опрос среди работников компании. Хотелось услышать их мнение о проблемах, которые их волнуют, а также узнать о шагах, которые, на их взгляд, необходимо сделать, чтобы сложный механизм работы предприятия был максимально эффективным. Анализ полученных отзывов позволил сформировать перечень мероприятий, реализация которых в достаточно короткие сроки привела к позитивным изменениям.
Соблюдать баланс между работой и личной жизнью, к сожалению, не получается. Приходится полностью концентрироваться на поставленных целях.