Зачем китайцам украинская "Мрия"

Скандал вокруг продажи ГП "Антонов" легендарного проекта Ан-225 "Мрия" Китаю хотя и угас, но многие вопросы остались без ответа
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

31 августа в украинских СМИ прокатилась волна негодования: ряд изданий со ссылкой на Центральное телевидение Китая (CCTV) сообщали, что компания China airspace (Китай, возможно — речь об Airspace Industry Corporation of China) и ГП "Антонов" (Украина) подписали договор о сотрудничестве в сфере производства крупнейшего в мире самолета АН-225 "Мрия". "Зрада" крылась в том, что, по данным телеканала, в соответствии с договором к Китаю переходит право собственности на самолет АН-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. "После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения", — сообщало CCTV.

В ГП "Антонов"поспешили успокоить, что сотрудничество предусматривает лишь постройку второго модернизированного экземпляра самолета Ан−225 "Мрия" в ГП "Антонов" и его поставку компании AICC, а также создание на втором этапе совместного серийного производства Ан−225 в Китае по лицензии ГП "Антонов". "Передавать AICC права собственности на производство данного самолета украинские авиастроители не планируют", — сообщили на украинском предприятии.

Однако так как других подробностей сотрудничества в ГП "Антонов" не раскрывают, вопросов относительно китайского будущего "Мрии" осталось достаточно

"Китайцы сейчас прилагают очень много усилий для получения доступа к современным технологиям в сфере авиастроения, чтобы создать у себя полноценную авиастроительную отрасль. Поэтому интерес к нашему самолету не выглядит странным — у "Мрии" нет аналогов в мире. Но я сомневаюсь, что речь пойдет о серийном производстве Ан-225, скорее всего, китайцы хотят заполучить право на использование нашей интеллектуальной собственности и использовать ее в своих будущих проектах в сфере транспортного и военно-транспортного авиастроения. Возможно, даже и в космической программе, поскольку одной из целей создания "Мрии" было использование ее как воздушной стартовой площадки для многоразовых космических кораблей, в частности системы "Спираль", — уверен эксперт Александр Кава.

"Защитить технологию производства и разработки, если мы передаем самолет, очень сложно. Особенно в Китае, у которого колоссальный опыт в нарушении прав интеллектуальной собственности. С нашей стороны это потребует больших временных, трудовых и финансовых ресурсов", — считает юрист по авиационному праву Андрей Гук.

Самолет Ан-225 существует в единственном экземпляре, который был построен в 1984 — 1988 годах, используется для крупногабаритных перевозок. Он находится на балансе ГП "Антонов".

Второй самолет Ан-225 на украинском заводе начали сооружать в советское время, но так и не закончили из-за отсутствия финансирования. Сейчас готовность этого самолета составляет 60-70%. В 2011 году исполнительный директор "Авиалиний Антонова" Константин Лушаков говорил, что на завершение строительства второго Ан-225 нужно не менее $300 млн.

В мае первый вице-президент компании Александр Коцюба оценивал затраты на запуск серийного производства Ан-225 в $3-4 млрд. Эта сумма на фоне последних контрактов китайских компаний с мировыми авиастроительными концернами действительно не выглядит большой. Так, в прошлом году совокупная сумма контрактов китайских авиационных и лизинговых компаний с корпорацией Boeing составила почти $40 млрд, а сумма контрактов с Аirbus — около $20 млрд. У Аirbus уже есть свой завод в Китае, Boeing намерен свой завод в КНР построить в ближайшие годы.

Однако шансы украинского предприятия получить площадку для серийного производства, даже на территории и условиях китайской стороны, невысоки — на такие самолеты нет массового спроса. "На рынке не так часто появляется запрос на столь крупногабаритные перевозки, где требуется борт размера "Мрии". И пока для таких объемов хватает одного Ан-225", — говорит Андрей Гук.

"Рынок крупногабаритных авиаперевозок небольшой и не имеет перспектив для роста — соглашается Александр Кава. — Большинство грузов в авиации перевозится на грузовых вариантах обычных коммерческих самолетов". Кроме этого, часть пассажирских самолетов после достижения предельного возраста эксплуатации конвертируются в грузовые и работают еще более десяти лет в разных регионах нашей планеты.

Ан-225 "Мрия" — единственный в мире самолет, способный транспортировать 169 тонн разнородного по своим характеристикам (весу, размеру, несимметричной плоскости опорной поверхности и т.д.) груза. К тому же использование Ан-225 позволило существенно уменьшить стоимость перевозки по сравнению с доставкой этого груза двумя самолетами Ан-124-100 "Руслан".