Под какие проекты порт "Южный" ищет частных инвесторов

И.о. директора МТП "Южный" Виталий Жуковский о загрузке порта, для чего нужен государственно-частный проект и инвестор, а также почему на его территории хотят строить склад напольного хранения зерновых
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

И.о. директора ГП "Морской торговый порт "Южный" Виталий Жуковский с декабря 2016 года занимает вверенную ему должность. В порту работает с 2010 года. Говорит он осторожно, терпеливо объясняя по нескольку раз один и тот же вопрос. Первое впечатление: о МТП "Южный" может говорить долго, о планах правительства относительно порта — коротко. Журналист Delo.ua встретился с и.о. директора МПТ "Южный" во время визита в порт для осмотра дноуглубительных работ в операционной акватории возле причалов №№23-25 и увеличении глубин возле причалов ГП.

МТП "Южный" намерен построить новый терминал для импорта и экспорта сыпучих грузов (коксующегося и энергетического угля). В каком формате государственно-частного партнерства (ГЧП) будет проходить строительство?

ГП "МТП "Южный" строился и развивался исключительно под экспорт сыпучих грузов, таких как уголь и руда. Мы когда-то экспортировали уголь, сейчас — железную руду, минеральные грузы. Сейчас ситуация на мировых рынках изменилась таким образом, что количество экспорта снизилось, но при этом вырос спрос на импортный уголь. Эта ситуация связана и с блокадой Донбасса, и с необходимостью закупки импортного энергетического и коксующегося угля. Вместе с тем в порту для принятия импортных грузов мало что было предусмотрено, но мы пытаемся выйти из ситуации, и делаем это успешно — за два дня ГП разгружает судно класса Panamax.

Это скорость угольно-рудного терминала в порту Гамбург.

Но при этом мощности по отгрузке импорта железнодорожными вагонами ограничены.

Как может быть порт "не заточен" под импорт?

Речь о технологии. Основные площади ГП находятся на возвышенности, а сами причалы — внизу. Например, вагоны с железорудным концентратом подаются на вагоноопрокидыватель, где выгружаются при помощи опрокидывания в роторе. Далее груз по системе конвейеров поступает на причал, где он складируется и хранится до подхода судна. Погрузка на судно ведется портальными кранами.

Если говорить об импорте, технологии порта менее совершенны и более трудозатратны. Отгрузка на вагоны включает в себя взвешивание, дозировку, уплотнение груза.

Особо трудоемок процесс подъема груженных вагонов с причала на ж/д станцию "Береговая".

Для преимущественного приема импорта у нас маленький и слабый тепловозный парк. При работе с импортом вагоны необходимо подавать на станцию Береговая, при этом перепад высоты от причалов до станции составляет около 40 метров, а мощности наших тепловозов не хватает для подъема состава. Один тепловоз может поднимать около 5 вагонов одновременно. И складывается такая ситуация: груз мы выгрузили достаточно быстро, а отгрузка с причала наверх занимает куда больше времени. Максимальная производительность, которую мы можем обеспечить, — около 150 вагонов в сутки.

Какие пути решения этой проблемы?

Самое простое и быстрое решение — закупка более мощных тепловозов. Но этот вариант не решит задачу полностью, так как наши основные грузовладельцы везут большие объемы импорта — это компания "Метинвест", которая везет коксующий уголь, и компания ДТЭК, которая везет энергетический уголь. Также добавим объемы поставок американской компании Xcoal Energy and Resources с энергетическим углем для ТЭЦ Центрэнерго.

В целом угля становится больше, компания Xcoal в 2018 году собирается перевалить 2 млн тонн угля.

Закупки более мощных тепловозов для обработки такого количества грузов будет недостаточно. К тому же резко возрастет себестоимость такой транспортировки. Необходимо менять технологию и развивать предприятие. Поэтому идет речь о привлечении частных инвесторов, у которых есть необходимые резервы для строительства дополнительных механизированных складов и внедрения новых технологий перевалки грузов.

Создать большой проект, который будет заточен на импорт так же, как и на экспорт, собственными ресурсами мы не сможем. Потому рассматриваем вариант ГЧП. Что это будет — концессия или аренда — вопрос в компетенции правительства.

Сколько тонн грузов такой проект должен перегружать?

В 2013 году компания "Портинвест" (Группа СКМ) закончила разработку проекта строительства экспортно-импортного терминала мощностью до 40 млн тонн. Думаю, это вполне реальные цифры. Компания готова инвестировать в универсальный перегрузочный комплекс, который будет переваливать не только грузы СКМ, но и других грузовладельцев.

Что с заходом в Южный DP World? Какие препятствия вы видите сейчас?

Мы, как ГП, находимся в введении Министерства инфраструктуры (МИУ), которое и решает этот вопрос. ГП пока не принимает активного участия в обсуждении проекта. Я был на одной из встреч компании DP World и МИУ. На встрече речь шла о том, что DP World выйдет с предложениями. Мы ожидаем их предложения и решения правительства.

О каких глубинах возле причалов МТП "Южный" мы можем говорить?

Чем больше глубина, тем более крупнотоннажные суда подходят к причалу, а чем больше судно, тем дешевле логистика поставок грузов. На сегодняшний день глубина — наш главный козырь в конкурентной борьбе с, например, "Трансинвестсервисом" (ТИС): у нас 19 м и мы можем принимать суда типа Сapesize до 170 тыс. тонн. Поэтому даже при ситуации, когда груз уходит к ним за счет низких тарифов, загруженное судно сначала заходит в МТП "Южный", мы "снимаем шапку" — разгружаем 50 тыс. тонн, — а дальше идет разгрузка у "ТИС". Или наоборот: "ТИС" грузит судно до 125 тыс. тонн, после оно идет к нам и догружается.

Если у нас будут глубины, предусмотренные проектом, то в порт смогут заходить суда типа NEWCASTLE MAX дедвейтом свыше 200 тыс. тонн и суда WOZMAX с дедвейтом 260 тыс. тонн.

Сколько всего причалов у порта?

Мы пользуемся пятью грузовыми причалами, один технический причал, есть 39-й причал, где отстаивается наш портофлот. Есть также 38-й причал, так называемый "песочный комплекс", он используется неактивно. Сейчас ФГИ проводит процедуру передачи его в аренду: уже сделана оценка и вскоре должен пройти конкурс. На сегодняшний день у нас нет стабильного грузопотока, который мы могли бы там использовать.

Порт сейчас загружен на 100%?

Нет, не полностью. Если говорить об экспорте, наш потолок был достигнут в 2015 году и составил около 15 млн тонн. В этому году цифры будут меньшими.

В 2016 году общий грузооборот составил порядка 12 млн тонн, в части экспорта около 8,4 млн тонн.

С увеличением доли импортных грузов снижается производственная мощность. Другими словами, при сегодняшней технологии предприятия, чем выше доля импорта в структуре перевалки грузов, тем меньше его пропускная способность.

Можете назвать прибыль порта в 2016 году?

В 2016 году чистая прибыль составила более 580 млн грн.

Что с закупкой габаритно-весовых комплексов (ГВК)?

Сейчас мы активно сотрудничаем с "Укртрансбезопасностью", пользуемся их весами. В сентябре МТП "Южный" объявил тендер и уже один передвижной ГВК приобрели, сейчас проходит его установка. Два комплекса еще планируем купить. Один весовой комплекс обойдется в среднем более чем в 300 тыс. грн. Будут установлены несколько стационарных комплексов и у нас в собственности будет один мобильный.

Основные грузы приходят и уходят из порта на ж/д транспорте. Но есть соя, шрот, которые поступают к нам автомобильным транспортом и их нужно взвешивать. Мы должны обеспечить соблюдение требований к транспортным средствам по ограничению веса и организовать качественный весовой контроль.

Какой процент грузов идет в "Южный" автотранспортом?

Если в месяц порт обрабатывает порядка 1 млн тонн всех грузов, зерновые грузы составляют 30-40 тыс. тонн. Но есть идеи построить склад для хранения зерновых, что позволит привлечь больше сои и шрота. Поэтому нам понадобятся весовые комплексы.

Есть ли планы по строительству зернового терминала?

Мы хотели бы сделать на территории склад напольного хранения зерновых, однако решение будет приниматься с учетом совместимости их перевалки с углем и рудой, и, конечно, с учетом экономической эффективности работы предприятия с таким грузом.