Защита интеллектуальной собственности и охрана здоровья: есть ли точки соприкосновения?

Юристы ЮФ Marchenko Danevych о важности защиты интеллектуальной собственности для привлечения инвестиций в фармацевтическую отрасль Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как правило, разработка новых лекарств занимает годы и требует огромных финансовых вложений. При этом никто не может гарантировать успешное окончание всех испытаний и выход препарата на рынок. В таких условиях государство предоставляет фармкомпаниям некоторую эксклюзивность относительно их препаратов для того, чтобы компании могли покрыть затраты на исследования и инвестировать в следующие проекты. Поскольку лекарства, так же как и другие продукты, существуют в конкурентной среде, компании зачастую стараются выделить свою разработку с помощью оригинального названия или внешнего вида упаковки. Все это, конечно, вторично по отношению к защите содержания, но когда препарат уже не новый (и особенно когда создан на основе хорошо известного и популярного активного вещества), именно этот способ идентификации предоставляет производителю конкурентное преимущество за счет лояльности потребителя.

Обобщить способы защиты интеллектуальной собственности можно таким образом:

• защита состава, способа производства и новых показаний лекарств в качестве изобретений и полезных моделей;

• защита документации на лекарство от ее использования для регистрации неоригинального препарата-конкурента с помощью механизма эксклюзивности данных;

• защита названий лекарств как торговых марок;

• защита внешнего вида упаковок препаратов в качестве промышленных образцов и полезных моделей.

Стоит признать, что законодательное регулирование вопросов интеллектуальной собственности в Украине довольно неплохое. При этом государство балансирует между частными интересами фармкомпаний и общественно важным интересом в обеспечении охраны здоровья граждан. Например, механизм патентной защиты уравновешен возможностью принудительного лицензирования: если стандартный производитель не может обеспечить достаточный объем поставок лекарств, то Кабинет Министров Украины может разрешить производить оригинальный препарат без согласия владельца патента, но с выплатой ему справедливой компенсации.

При этом основные проблемы кроются не в законодательном регулировании (хотя и его необходимо развивать), а в выполнении уже действующих правил. К сожалению, уровень соблюдения чужих прав в Украине все еще очень низок, а состояние судебной системы не позволяет надеяться на прозрачное и эффективное разрешение споров.

Последствия такой ситуации негативны не только для частных производителей, которые сталкиваются с недобросовестными конкурентами, но и для страны и каждого потребителя. Ведь низкий уровень правовой защиты снижает инвестиционную привлекательность Украины, которая напрямую влияет на трансфер новых технологий, развитие контрактного производства, создание совместных предприятий. Украинские компании лишаются возможности производить инновационные лекарства, а иностранные часто считают рискованным импорт в нашу страну — соответственно, украинские пациенты вынуждены использовать медицинские решения прошлых поколений, что сказывается и на качестве жизни. Невозможность обеспечить честную конкуренцию в конечном итоге приводит к доминированию не инноваций, а маркетинга. Когда развивать качественный продукт убыточно, бизнесу остается только убеждать потребителя активнее использовать более простые и доступные решения.

Именно поэтому для повышения качественного уровня здравоохранения необходимо повышать общую эффективность применения закона в стране. Фармкомпаниям нужно обеспечить такую защиту инноваций и инвестиций, чтобы они не боялись внутреннего рынка, а были заинтересованы в нем. В конечном итоге, кроме расширения возможностей лечения и профилактики болезней для конкретного пациента, страна получит позитивный экономический эффект от создания новых исследовательских центров, рабочих мест на производстве и т.п.

Развитие правового регулирования также не должно прекращаться. В этом ключе позитивный эффект для системы здравоохранения будут иметь следующие нововведения:

• утверждение европейской модели эксклюзивности данных;

• открытость информации о поданных заявлениях на регистрацию лекарственных средств;

• обеспечение невозможности регистрации препарата-копии во время действия соответствующего патента на оригинальное лекарство;

• эффективные механизмы судебного ограничения возможности регистрации и оборота лекарств, которые нарушают права интеллектуальной собственности;

• эффективные механизмы защиты от недобросовестной конкуренции в названиях лекарств.