Наивное восприятие предпринимателями законодательства ведет к проблемам ― Елена Сиукаева

Почему важно учитывать свою зарплату в расходах компании и зачем дружить с Налоговым кодексом ― в интервью со специалистом по экономике предприятий Еленой Сиукаевой

Елена Сиукаева ― специалист по финансам, управленческому учету, управлению бизнес-процессами. Сейчас она руководит компанией "Гидроресурс-К", но часто помогает выстраивать бизнес другим. "Винодельческое хозяйство князя Трубецкого", бизнес-центры "Кубик", "Лагода-Лофт", ресторан "Панорама", парк-отель "Голосеево" ― в налаживании бизнес-процессов этих компаний принимала участие Елена. Осенью она выступила в качестве лектора в проекте "Нова пошта Business School". Мы попросили ее рассказать о самых болезненных экономических вопросах для малого и среднего бизнеса и дать несколько советов предпринимателям.

Елена, вы много работаете с малым и средним бизнесом, консультируете его. С какими вопросами чаще всего он обращается?

На первом месте вопросы по законодательству и налогообложению: какую систему выбрать, как с ней работать. На втором ― заемное финансирование: как получить кредит, привлечь инвестиции, как их правильно оформить.

Еще один блок часто задаваемых вопросов касается внутреннего управленческого учета, вплоть до того, как разобрать завал бумаг, счетов и обязательств, которые накопились за долгое время.

Решение какого вопроса сложнее всего дается малому и среднему бизнесу?

Управленческий учет. Вопросы налогообложения и законодательства проще решить их изучением, ведь когда появляется понимание системы, становится проще. А вот с правильным учетом много проблем. Основная ― отсутствие учета собственных затрат, связанных с ведением бизнеса, причем на всех уровнях: трудовых, временных и финансовых.

Вы преподавали модуль "Экономика" в "Нова пошта Business School", общались со студентами школы. Какие, по вашему мнению, у них наиболее типичные проблемы?

Студенты школы ничем не отличаются от остальных предпринимателей, проблемы у них те же, поэтому основная задача ― это постановка учета. Многие путают свой кошелек и кошелек компании. У предпринимателя нет понимания, что на самом деле это два отдельных кошелька, хотя формально они принадлежат одному человеку. Просто "кошелек" ФОПа фигурирует в жестко контролируемой государством системе отчетности, а вот насчет личных доходов существует иллюзия, что отчетности нет.

Много вопросов о взаимоотношениях малого предпринимателя с фискальными органами. Например, в каких случаях ставить кассовый аппарат, а в каких — нет, учитываются ли банковские карточки в расчете граничного оборота, после которого необходимо ставить кассовый аппарат. Многих интересует, можно ли заниматься импортом, если ты ФОП на второй группе единого налога.

Так учитываются ли карточки и можно ли работать?

Банковские карточки и приход средств на них тоже считаются выручкой. Если сумма превышает 1 000 000 грн, то необходим кассовый аппарат. По крайней мере, так озвучивает свою позицию ГФС Украины.

С импортом можно работать без регистрации плательщиком НДС. Оплата всех таможенных платежей и НДС производится без регистрации статуса плательщика НДС. Надо заметить, что учитывая все налоговые нюансы, работать так можно, но не выгодно.

Стоит ли к кому-то обращаться за решением данных вопросов, или все-таки лучше разобраться самому?

Вопросы, которые имеют двоякое толкование, лучше не пускать на самотек. В этом случае поможет консультация специалиста или, как минимум, своего инспектора.

Как меняются типичные проблемы малого и среднего бизнеса в зависимости от региона?

Специфика регионов, конечно, отражается в вопросах и интересах. Взять, например, города, где проходила школа ― Одесса, Львов, Днепр и Харьков. Там есть общие проблемные точки, но есть и уникальные особенности. Так, слушатели курса "Нова пошта Business School" в Одессе интересовались не столько торговлей, сколько импортом товаров. Мы больше говорили о вопросах импорта, таможенного оформления, возможности работать с импортом на второй группе единого налога. Эти вопросы не возникали ни в одном из других городов, а одесситов они интересовали. Во Львове основной интерес проявляли к возможности совмещения польского и украинского налоговых законодательств. В Харькове сильно развита электронная коммерция, даже больше, чем в Днепре. Но в том же Харькове больше среднего бизнеса, поэтому уровень системности выше.

Какие пять советов по экономике предприятия вы можете дать малому и среднему бизнесу?

Первое ― правильно учитывать затраты и вести систематический учет. Многие предприниматели обращаются с вопросом: как разобрать существующий завал в бумагах? Просто нужно желание, мужество и время. Если это сделать один раз, то дальше будет проще, если, конечно, вести систематический учет правильно.

Второе ― обращать внимание на законодательное поле, которое регламентирует работу малого и среднего бизнеса, исходя из выбранной юридической конструкции. Нередко люди вначале пренебрегают некоторыми требованиями законодательства, а потом удивляются и не знают, как решить полученную проблему. Такое наивное восприятие правового поля и фискальных органов может привести к печальным последствиям.

Третье ― разделять свой кошелек и активы предприятия. Государство изучает содержимое кошелька ФОП регулярно и детально, а вот насчет вашего собственного пока существует иллюзия, что нет. Поэтому не забывайте переводить средства со счета предприятия на свою личную карту как выплату дохода, а уже дальше ― фантазии нет предела.

Четвертое ― нужно учитывать и себя как трудовую единицу, а не как бесплатную рабочую силу. Из-за этого при переходе на внешний менеджмент часто возникают проблемы. Скажем, работало семейное предприятие ― муж и жена, расширялось. Спустя время они решили передать менеджмент в руки наемного сотрудника ― и прибыль резко падает. В Одессе студенты школы пошутили, что виновата жена, но, конечно же, виноват неправильный учет расходов, ведь нужно учитывать все: и свою зарплату, и свои транспортные расходы, и другие, на первый взгляд незначительные мелочи.

И пятое. Для МСБ типична ситуация, когда они не принимают во внимание, что сотрудники должны получать официальную зарплату, которая облагается налогами. И это тоже нужно учитывать в своем бизнес-плане.

Кроме того, всегда оформляйте сотрудников на работу. Нетрудоустроенные работники ― слишком дорогое удовольствие. Самая большая сумма штрафа одного из предприятий, с которой я сталкивалась, ― 1,5 млн грн.

Чему нужно учиться украинским предпринимателям, чтобы достичь уровня развития малого и среднего бизнеса хотя бы соседней Польши?

Не работать на авось. Был очень показательный пример, когда во время моей лекции молодой человек просто покинул зал, мотивируя это тем, что ему это все не нужно. Мол, он прекрасно интуитивно понимает, как работает его бизнес. А у других людей открываются глаза. Становится более понятен их бизнес не с точки зрения того, что они делают, а насколько эффективно это делается. Знание экономики предприятия позволяет получить полную, своевременную, достоверную информацию для принятия управленческих решений. Хочется, чтобы наши предприниматели принимали решения на основе знаний и информации, а не шестого чувства. И понимали, что необходимо потратить определенное время для того, чтобы все систематизировать и вести управленческий учет, ведь в дальнейшем это позволит принимать решения с прогнозируемым результатом.

Стоит ли предпринимателям посещать курсы по экономике? Или получить МВА?

На МВА я не рекомендовала бы идти сразу, потому что это фундаментальное образование, в котором большинство механизмов предназначено для крупных компаний. Это как палить из пушки по воробьям. Получить базовые знания на школах предпринимателей, как, например, "Нова пошта Business School", ― это то, что нужно. Небольшой набор элементарных знаний даст толчок к тому, чтобы человек мог начать свой путь в образовании. Он поймет, каких знаний ему не хватает, и будет выбирать бизнес-образование уже основательно и осознанно.

В каких знаниях у представителей малого и среднего бизнеса обычно наибольший пробел?

Сложно судить по всем сферам, но в первую очередь это законодательство и юридическая сторона дела. Второе ― это экономика. Управление здесь имеет меньшее значение, потому что это, как правило, маленький бизнес, который можно вести пока в "ручном" режиме. Если же говорить о базе, без которой совсем никуда, ― это маркетинг, законодательство и экономика.