09 июля 2016 в 13:00
Максим Рудницкий

Решение любой проблемы предполагает определение самой проблемы как таковой, ее источников и причин. Основной причиной проблем бизнеса в Украине являются люди

Классика жанра: устоявшийся, эффективный, закрепленный и законодательно, и на ведомственном уровне порядок осуществления таможенных формальностей отменяется простым письмом человека. Одним письмом. Одного человека. Последствия — для миллионов. Вот вам сразу пример одной палки, мешающей катиться колесу со множеством спиц.

Идем далее по таможне. С введением электронного декларирования существенная часть решений принимается посредством обмена документами в электронном виде с цифровой подписью. Взаимоотношения с таможенными органами все больше походят на общение в социальных сетях. Это очень комфортно и эффективно. Но есть моменты, которые происходят вне этого, и тут начинается самое "интересное". Чтобы подать заявление в канцелярию областной таможни дедовским методом — на бумаге, с подписью ручкой и мокрой печатью, — необходимо пройти несколько КПП, выдержать вопрошающие взгляды нескольких пар глаз работников канцелярии, объяснить им, что, о чем, кому и почему написано в заявлении, выпросить отметку на втором экземпляре, а потом ждать. Заявление попадает к исполнителю в лучшем случае на следующий день. Сутки и даже больше выяснить судьбу заявления невозможно. И подать такие заявления можно только так, в бумажном виде. Альтернативы этому театру абсурда нет. Приходится выдерживать взгляды и ждать.

Спустимся до таможенного поста. Тут все "родные", работают на полях, с ними больше всего общения. А оно бывает разным. И вот, после рассказанного публично анекдота о лысых и пузатых таможенниках, начальник таможенного поста, — лысый и пузатый, воспринявший все на свой счет, — получая на подписание простенькое заявление, начинает из обиды "не видеть" его. Затем требовать оригиналы подтверждающих документов, которые никогда и никому не были интересны. После этого — просит на собеседование водителя, чего никогда ранее не случалось. Да и что начальнику таможенного поста может интересного рассказать водитель по поводу заявления об осмотре товара или отгрузке его на склад, например? Внезапно начальник начинает демонстративно рыться в своих ведомственных документах, выходит в туалет, покурить, пообедать; отвлекается на входящий звонок, сам кого-то набирает, просит покинуть помещение на время разговора, отвлекается на каждую фразу.

Вы ждете. А заявление не подавалось в канцелярию, да и не принято это. И есть ли та канцелярия на таможенном посту? Все ж "родные". Были… до того злополучного анекдота.
Ситуации, конечно, приведены немного шуточные, но совершенно серьезными могут быть последствия вот таких субъективных частных выходок человека. Представьте на мгновение, что речь идет о судьбе машины с четырьмя разными грузами из разных городов. А если нескольких составах грузов? И мешает лишь один человек, который поступает вопреки всему. Хотя внешне это вроде как в рамках Закона или аккуратненько его (Закон) нарушая.

А ведь до электронного декларирования подобное происходило с таможенными декларациями. Не люб таможеннику сегодня — и лежит декларация в самом низу стопки до конца рабочего дня. Вот вам человеческий фактор.

Проблему человека для бизнеса можно трактовать и как нехватку квалифицированных (и не квалифицированных) кадров. Не так уж люди сильно хотят и/или умеют работать, как может показаться из статистики по безработице в Украине. Даже укомплектование небольшого производственного цеха 10-15 неквалифицированными работниками на официальное трудоустройство, с полным соцпакетом, приемлемыми условиями труда и адекватной оплатой, может показаться нерешаемой задачей. Я бы не утверждал, если бы не сталкивался.

Однако не все сводится лишь к субъективным человеческим вмешательствам. Есть недостатки и в законодательстве. Для того, чтобы законно вести развернутый бизнес в нашей стране и полноценно ориентироваться в соответствующей сфере законодательства, нужно получать профильное образование, нужно учиться и постигать — и все равно останешься в дураках из-за пары-тройки запятых и сносок мелким текстом. В нашей системе налогообложения, администрирования НДС, квотах и преференциях, УКТ ВЭД и т.д. можно заблудиться и заплакать. В Украине это настолько усложнено, что не всякий юрист может разобраться. А бизнесмен — это не только юрист.

Законы США, Великобритании, Бельгии, Чехии, Испании можно читать даже без перевода. Они воспринимаются как сказочка — легкое и понятное повествование. И живется в условиях таких законов соответственно: легко и непринужденно. Речь не идет об анализе норм или лояльности законодательства в целом — там просто понятнее все изложено, для людей написано. В нашем же законодательстве делается все, чтобы только добавить поводов для придирок, искусственно создаются невидимые невооруженным взглядом преграды. И да, у нас условия существования коррупции заложены самим законодательством. Резюме — необходимо существенное упрощение законодательства.

При этом сложно не отметить активизацию малого среднего бизнеса в последнее время. Не нужно копаться в статистических наблюдениях и отчетах — достаточно просто посмотреть по сторонам: рынок предложений пестрит различными услугами на конкурентной основе, потоки товаров и автомобилей на таможне не иссякают, у нотариусов и регистраторов субъектов предпринимательской деятельности пусто не становится, повсеместно все чаще проводятся семинары и форумы на тему предпринимательской деятельности, и там тоже людно всегда — люди интересуются, тянутся к знаниям в сфере. И добавьте к этому максимально упрощенную форму регистрации субъектов в электронном виде.

В целом, можно сделать осторожный прогноз, что бизнес, в том числе и малый, в Украине будет и дальше смещаться в сторону продаж в Интернете, предоставления услуг и сотрудничества на условиях фриланса. Однозначно заметно будет развиваться активность на внешних рынках все новых частных субъектов за счет упрощения процедур и упразднения ограничений. Делать более глубокий прогноз не стану — уж слишком много видимых и возможных форс-мажоров сопровождают современный бизнес в Украине на сегодняшнем этапе. Остается лишь уповать на скорейшее решение проблем, в том числе и вышеперечисленных.

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Есть рецепт: Как создать успешный стартап
IT и Телеком 20 мая 2016 в 9:00

Есть рецепт: Как создать успешный стартап

СЕО образовательного стартапа Preply Кирилл Бигай дает три совета начинающим предпринимателям

Чем грозит владельцам недвижимости упрощение регистрации бизнеса
Недвижимость 03 июня 2016 в 9:00

Чем грозит владельцам недвижимости упрощение регистрации бизнеса

Возможность зарегистрировать компанию в течение дня, произвести изменение сведений в Едином государственном реестре в течение пары часов, отсутствие необходимости подтверждать сведения о юридическом лице и другие улучшения жизни предпринимателей, которые анонсирует правительство, к сожалению, лишь одна сторона медали

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...