Методы работы патентных "троллей"

Предприниматели, которые хотят нажиться на чужой репутации, были, есть и будут. И как бы ни совершенствовались подходы патентного ведомства и законодательство, они будут придумывать новые и новые ходы

В 2000-х регистрировалось все, на чем можно было впоследствии заработать деньги. И поскольку торговая марка охраняется территориально, особой популярностью у таких "троллей" пользовались крупные иностранные компании, которые на тот момент не были заинтересованы в бизнесе в Украине и, следовательно, не регистрировали интеллектуальную собственность в нашей стране. Предприимчивые бизнесмены регистрировали такие торговые марки на себя и при попытке международной компании выйти на украинский рынок, очень рьяно защищали "свою" интеллектуальную собственность. У иностранных компаний было два пути: либо погрязнуть в длительных судебных разбирательствах, либо договариваться с такими "троллями". Договориться можно было только путем покупки ТМ, заплатив сумму с несколькими нулями.

Сейчас ситуация изменилась и в век эры Интернета патентное ведомство прибегает к данному инструментарию, анализируя русскоязычные сайты и вынося отказы за отказами, если поисковик google выдает одноименный сайт компании, которая уже существует на международном рынке и занимается такими же услугами или товарами, как и поданное на регистрацию обозначение. Отказы в регистрации ведомство мотивирует введением в заблуждение потребителей относительно лица, которое производит товары/предоставляет услуги. Казалось бы, вот она, панацея от "троллинга" в сфере торговых марок. Но тролли совершенствуются. Находят названия пока не вышедших на международный рынок китайских, корейских, японских и американских компаний. Ведь ведомство берет во внимание только русскоязычные сайты при вынесении предварительных отказов и ситуация повторяется.

На сегодняшний день недобросовестными лицами подаются на регистрацию известные торговые марки, но заявляются они под другие услуги. В данном случае троллинг несколько иного порядка, речь не идет об остановке товаров на таможне или иного запрета, а о паразитировании на чужом бренде. Среди торговых марок, опубликованных на сайте патентного ведомства, обнаружена торговая марка

(Свидетельство №148796, зарегистрирована под услуги кафе, баров, ресторанов). Владельцем является известный ресторатор Николай Тищенко, который владеет другими марками, такими как: "Три вилки", "Сейф", "Велюр", "Наша карта" и суши-бар "Пушистый". В ходе данной регистрации ведомство выносило предварительный отказ в регистрации, но очевидно заявитель предоставил весомые аргументы в пользу регистрации, и ТМ прошла регистрацию.

Тролли прорабатывают тактику на несколько шагов вперед. Например, для домена второго уровня в зоне UA нужна, согласно правилам "Хостмастера", зарегистрированная торговая марка.

В одном из бюллетеней обнаруживаем торговую марку

(Свидетельство №177739, зарегистрированное для услуг 40 класса МКТУ: обработка материалов). Заявка на данную ТМ была подана на регистрацию в декабре 2012 года, когда домен facebook.ua был еще свободен. Свидетельство о регистрации было получено в октябре 2013. Что касается домена, то он был зарегистрирован компанией Facebook, Inc в июне 2013 года. Сейчас можно только предполагать, для каких целей было подано на регистрацию данное обозначение. Возможно, с целью получить домен facebook.ua, а возможно нет, кто знает?

Перехватом доменных имен обычно занимаются два вида предпринимателей: киберсквотеры, которые регистрируют имена, содержащие торговые марки других лиц, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования либо конкуренты, которые хотят помешать вашему бизнесу.

Касательно случая с регистрацией в качестве торговых марок Романом Тугашевым словосочетаний "уличная еда", "фестиваль уличной еды", "food fest", "street food fest" и "ulichnaya eda", которая вызвала столь большой резонанс и обсуждалась в социальных сетях, необходимо разобраться более детально.

ТМ "Уличная еда" (Свидетельство №194390) зарегистрирована под услуги 41 класса, но в заявленном перечне нет услуг, связанных ни с организацией фестивалей, ни с продажей еды и напитков. Запрещать использовать данное словосочетание господин Тугашев может только под зарегистрированные услуги, среди которых и услуги цирков.

ТМ "Фестиваль уличной еды" (Свидетельство № 194391) зарегистрирована под такие же услуги 41 класса, как и предыдущая торговая марка, и под услуги 35 класса, в том числе под посредничество в продаже всех возможных товаров. На первый взгляд, все сходится, ведь на фестивале продаются товары. Но если разобраться, то господин Тугашев занимается не продажей товаров, а организацией фестивалей, на которых продаются еда и напитки. Таким образом, нарушением прав на данную торговую марку будет факт продажи еды именно под ТМ "Фестиваль уличной еды". А если товары продаются под собственным брендом, как это и происходит, то продавец не нарушает прав владельца ТМ. Что же касается организаций фестивалей, то словосочетание "фестиваль уличной еды" не подавалось на регистрацию под проведение фестивалей, т.к. регистрация под такие услуги является сомнительной, и возможно, "фестиваль уличной еды" под услуги организации фестивалей могло бы быть признано общеупотребимым понятием.

Что же делать законопослушным бизнесменам для защиты своего бизнеса? Как видим, тролли совершенствуются и нет единого правильного решения. На мой взгляд, необходимо превращать свои идеи в мощные свидетельства и патенты, пока за вас это не сделал более предприимчивый конкурент. Помните, тролли не спят и если ваш бизнес приносит прибыль, то на этом захочет нажиться кто-то еще.