Простите, терминал не работает

Вместо выхода из тени, бизнес в нее углубляется. Причин для этого несколько — начиная от инфляции, отсутствия контроля, и заканчивая неэффективной системой налогообложения

Почему все хотят жить, как в Европе? Наверное, дело в качестве жизни: правах, обеспечении, культуре. Но лишь немногие готовы эту культуру формировать в Украине. У нас до сих пор в ментальности у многих заложена главная цель — на*бать кого-то. Будь то сосед, конкурент или государство. Конечно, нужно отметить, что у большинства чиновников цель такая же. И вот, в этих баталиях "кто кого" рождаются все новые и новые механизмы — как жить не по закону. Это касается и финансовой сферы.

Я думаю, каждый из нас при попытке отплатить покупку в магазине/обед в кафе/др. часто сталкивается с ответом: "Простите, терминал не работает". Не то чтобы у нас поголовно у всех предпринимателей старая техника, просто платить налоги бизнесу невыгодно. Все больше и больше операций переходит в тень. Хотя ГФС перед собой ставит абсолютно противоположную цель.

Почему так? Как и раньше, весь торговый и ресторанный бизнес сидит на СПДшках и едином налоге с его лимитами на обороты. Уже никого не удивляет, что за обед приносят 2-3 чека.

Совсем недавно видел, как во Львове разбили чек на 5 СПД и одно ООО.

Инфляция растет, цены растут, и вписаться в лимиты по оборотам той или иной группе "упрощенцев" становится все сложнее. Конечно, переходить на общую систему налогообложения никому не выгодно. Даже если твой ресторан расположен на Крещатике, а средний чек более 500 грн. Гораздо легче работать с наличными, которые можно не включать в отчетность.

В Киеве более 1 000 кафе и ресторанов. Сколько из них платят налоги? Это же касается торговых точек, которых в разы больше. И вот, когда в очередной раз тебе пытаются сказать, что ты не можешь рассчитаться безналичными, у тебя возникает вопрос — что же делать с этими "упрощенцами"?

Фраза "давайте я починю ваш терминал" большинство уклонистов вводит в ступор. Но она никак не решает общую проблему.

Я не люблю наличные деньги. И НБУ тоже их не любит. По плану к 2020 году 30% всех расчетов должны быть проведены с помощью внутренней системы электронных платежей. Это без систем Visa и MasterCard. Общую цель, как ни странно, в программе реформ не ставят, но исходя из опыта европейских стран, доля безналичных платежей в системе должна достигнуть 70-80%. Как этого добиться?

Всех перевести на электронные деньги можно лишь показав выгодность этого, как для бизнеса, так и для потребителя. Больше безопасности, ниже инкассационные издержки — эти приоритеты пока уступают желанию не светить свои доходы/расходы. Больше контроля над операциями бизнеса можно достигнуть только с РРО и терминалами. Но и этот механизм, как показывает практика, не всегда помогает.

Стоит отметить, что это не только наша проблема. В Грузии, где всех перевели на РРО и электронные расчеты, также злоупотребляют "неработающим терминалом". Конечно, бороться с этим надо более серьезным контролем. Должно быть жесткое наказание за оборот мимо кассы. Но при этом должны быть и стимулы работать честно.

В Грузии проводили эксперименты с лотереями — каждый день разыгрывали деньги по номеру чека. И потребитель начал требовать от продавца платежный документ! Не уверен, что подобная система может заработать в Украине, но одно лишь поднятие штрафов приводит к злоупотреблениям налоговиками. А у них и так с доверием проблемы.

На мой взгляд, компромисс между ГФС и бизнесом должен лежать не в плоскости штрафных санкций — он должен быть достигнут путем пересмотра налогового законодательства. Новая концепция упрощенной системы налогообложения обязана ориентироваться на микро бизнес, а значит вывести из тени всех любителей "нормы в 20 млн" (3 группа).

Что же предлагается сейчас?

Главная задача упрощенной системы налогообложения это не столько низкие ставки (хотя и это важно), сколько легкость администрирования. Предприниматель должен иметь возможность работать без специального экономического и бухгалтерского образования. В связи с этим ГФС рассматривает вариант ввода патента для СПД. Если оборот меньше 500 тыс. грн (на данный момент немногим больше $20 тыс), то бизнесмену раз в год необходимо будет купить патент и забыть про налоговый контроль.

Однако предложенная система также неидеальна. Ее, как и сейчас, можно будет обойти, если четко не прописать виды деятельности, которыми априори не может заниматься микробизнес, и не ввести дополнительные критерии, кроме оборота.

Ресторан на Крещатике более 150 кв. м. не может быть микробизнесом. Не может быть микробизнесом и бутик в большом торговом центре. Кроме того, без налогового контроля отследить оборот СПД будет очень тяжело. Точно так же новая система пока не решает проблему дробления бизнеса на части. А сама планка в 500 тыс. грн с учетом инфляции отсечет большую часть "единщиков". Доход фрилансера до $20 тыс. в год — это нормальная величина. Однако для небольшой торговой точки или малого производителя данная сумма в качестве оборота слишком мала.

С другой стороны, стоит ждать серьезное сопротивление со стороны нынешних "упрощенцев". Тех, кто использует единую систему налогообложения с целью уклонения от налогов, и так все устраивает. Они ничего не хотят менять.

Чтобы новая система заработала, новое налоговое законодательство должно быть четко прописано. Однако пока единую концепцию ГФС еще не предоставила. Хотя пора бы. Уже сейчас необходимо находить решения для каждого "но", иначе потом, после очередных налоговых изменений, принятых в спешке, нас ждет все тот же ответ: "Простите, терминал не работает".