НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Национализированные банки не долго останутся в руках государства

В течение кризисного года доля государства в банковской системе страны выросла вдвое. Удастся ли реализовать государственный банковский бизнес-проект?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

год назад сложно было представить, что такие устойчивые частные учреждения, как Укргазбанк, Родовид Банк и банк "Киев", могут стать государственными. Имена людей, с которыми до сих пор связывают эти банки, не предполагали возникновения каких-либо проблем и ассоциировались если не с "победным шестом", то с регуляторной высотой точно. Однако, выражаясь словами украинского классика, мы имеем то, что имеем. За прошедший год количество госбанков увеличилось с двух до пяти, благодаря чему по основным параметрам государство удвоило свою долю участия в банковском секторе. Повысит ли это эффективность работы банковского сектора и что делать государству с пятью банками?      

Что было?

Председатель правления ОТП Банка Дмитрий Зинков придерживается иного мнения. Он уверен, что  участие государства в капитале проблемных банков должно быть сочетанием помощи и бизнеса. "Помощь нужна, потому что за банком стоит много кредиторов и вкладчиков, которым нужно обеспечить стабильность финансового института, чтобы они смогли получит ь свои деньги", - считает банкир. С другой стороны, это бизнес. Ведь следуя логике, государство должно было выбрать из числа проблемных банков те, которым можно помочь и при этом реализовать успешный бизнес-проект. "Мой сценарий развития национализированных банков - это среднесрочный проект (три-пять лет), в который государство вложило деньги в качестве инвестора. В кризисное время на рынке не было других инвесторов и не могло быть", - уверен Зинков. В перспективе же в условиях стабилизации экономики государство должно планировать выход из капитала этих банков путем продажи акций. И целью коммерческого проекта всегда явл яется получение прибыли.

Что есть?

"Мы не видим очевидных вариантов специализации для этих банков, кроме создания "плохого", санационного банка на базе одног о из них. Государство может рассмотреть сценарии отраслевой диверсификации (аграрный либо ипотечный банк, банк для нефтегазовой отрасли)", - размышляет старший аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Мария Майборода. Сберегательные функции несет Ощадбанк, экспортно-импортные операции и кредитование предприятий ос

уществляет Укрэксимбанк, и конкурировать самому с собой в банковском секторе государству нет смысла. "Нужно понима ть, что ни один из рекапитализированных банков на данный момент не является специализированным, и государству по сути придется создавать такую специализацию с нуля, а целесообразность этого сомнительна", - продолжает Мария Майборода. Банки также могут сохранить в качестве универсальных учреждений с целью продажи инвесторам спустя несколько лет после финансового оздоровления и нормализации ситуации в банковской системе Украины. Дмитрий Зинков добавляет, что если рассматривать банки как бизнес-проекты, отраслевая специализация не имеет смысла, так как при выходе государства из акционеров и, соответственно, переводе счетов тех или иных отраслевых госпредприятий в другие банки потеряется его добавленная стоимость. Поэтому стратегически такой вариант вряд ли поможет банкам при условии их дальнейшей продажи, уверен банкир.

Что будет?

Способно ли государство управлять пятью принадлежащими ему банками, мы увидим уже в скором времени. "Если построить стратегию так, что в долгосрочной перспективе у государства останется один, максимум два государственных банка, а остальные, являясь бизнес-проектами, будут проданы частным инвесторам, то управлять на протяжении трех-пяти лет этими банками государство сможет достаточно эффективно. Если же распылять госпредприятия и отрасли экономики между различными банками, то я слабо представляю, как такой системой можно управлять. Это скорее неуправляемая система", - уверен Дмитрий Зинков.

Таким образом, возникает вопрос, не приведет ли увеличение госдоли в банковском секторе к появлению преференций для некоторых игроков рынка и не сделает ли это в целом банковский рынок менее эффективным. По словам первого заместителя председателя правления банка "Кредит-Днепр" Константина Рыжова,  это зависит от того, насколько государство готово на сегодняшний день принять риски, присущие банковскому сектору. "Появление госпреференций возможно в ряде социально значимых отраслей - сельском хозяйстве, энергетике, строительстве. Но восстановление системы госбанков, как это было во времена СССР, вряд ли возможно ввиду существенной доли частного капитала в финансовом секторе", - уверен Рыжов. Однако, по его мнению, если государство ставит перед собой задачу обеспечить стабильность бюджетных расчетов, социальных выплат, то в этом нет ничего плохого в условиях кризиса. В любом случае, считают участники рынка, национализированные банки не должны оставаться государственными долго. "Их нужно продать. Если это не удастся, думаю, их можно объединить в один банк и все равно попытаться продать", - уверен старший аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Евгений Гребенюк. По его мнению, самый удачный сценарий заключается в продаже  госбанков за стоимость хотя бы одного капитала после окончания кризиса.

Читайте также:

Банки после рекапитализации будут проданы на аукционе

Выкупленные государством банки зарабатывают на дефиците бюджета

Пасхавер выступил против рекапитализации банков

Директор Департамента рекапитализации банков: Наш Департамент - это своего рода уменьшенная копия Фонда госимущества