9 замечаний к закону "О санкциях"

Сегодня в "Голосе Украины" был опубликован закон №1644-VII "О санкциях". Дмитрий Овсий, партнер адвокатской фирмы GORO legal, выступил с некоторой критикой как механизмов правоприменения закона, так и отдельных ограничительных мер, предусмотренных им

Принятие закона "О санкциях" — вынужденная и своевременная мера. Он устанавливает процедуру ввода, изменения и отмены экономических и других ограничительных мер к странам-агрессоров. До принятия этого закона не до конца была понятна позиция Украины, заявлявшей о необходимости введения санкций против России, радовалась их введению другими странами, но при этом не имела даже самостоятельной процедуры введения санкций.

В тоже время, есть несколько обстоятельств, которые позволяют выступить с некоторой критикой как целей и механизмов правоприменения закона, так и в отношении отдельных ограничительных мер, предусмотренных им.

1. Принимая во внимание экономическую ситуация в Украине, законом следовало бы предусмотреть компенсационные меры для отечественных предприятий, которые пострадают от ограничения хозяйственной деятельности с Россией. Расчет возможных потерь и компенсации должен проводить инициатор введения санкций. Сам же закон должен был бы содержать принцип расчета такой компенсации.

2. Закон допускает применение ограничительных мер исключительно для защиты национальных интересов. Украина обращается к международному сообществу с просьбой о введении санкции в отношении агрессора. В тоже время, при просьбе иностранных государств, попавших в аналогичную ситуацию, Украина не сможет оказать помощь и ввести санкции. Закон "О санкциях" это не позволяет.

3. В отличии, например, от закона Украины "О правовом режиме военного положения", закон "O санкциях" не содержит требований ни к указу президента о введении санкций, ни к предложению о применении санкций. Обоснование необходимости, цели, срока, круга лиц, компенсация — все это указывается или не указывается на усмотрение субъекта инициативы.

4. Закон не содержит формы и способа доведения информации о введении санкций до населения. Учитывая особенность мер, процедура их оглашения должна отличаться от общей.

5. В отличии военного положения, решение о введении которого принимает президент по предоставлению Cовета национальной безопасности и обороны (СНБО), решение о введении санкций принимается CНБО. Таким образом, санкции вводятся многоступенчато. Инициатива о введении санкций принадлежит одним, полномочия о принятии решения находятся у СНБО, но вводятся они указом президента. Однако, отмена санкций происходит по решению органа, который принимал решение — СНБО. Таким образом, ни Верховная Рада, ни президент не имеют полномочий по отмене санкций.

6. Еще одним проблемным моментом процедуры отмены санкций является условие достижения цели. Закон "О санкциях" не дает четкого определения цели введения санкции или обязанности кого-либо из участников процедуры устанавливать такую цель. Поэтому, при отсутствии или размытом формулировании цели крайне сложно проверить ее достижение, а значит и отменить санкции.

7. В законе не установлено, кто и как контролирует введение санкций, отслеживает эффективность их применения. Закон также не содержит ответственности за невыполнение санкций. Также, закон не содержит гарантии защиты прав и свобод резидентов на период введения санкций.

8. Еще одним пунктом закона "О санкциях", заслуживающим критики, является не исчерпывающий перечень возможных санкций. Так, в законе указано, что в случае необходимости могут быть введены "другие санкции, соответствующие принципам их применения, установленным настоящим законом". Однако закон "О санкциях" не содержит принципов применения санкций. Это позволяет определять любые другие формы санкций на усмотрение инициатора. Такой простор для творчества является необоснованным и опасным.

9. Некоторые из предлагаемых санкций являются необоснованными. Например, введение дополнительных мер в области экологического, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Если мы хотим ограничить импорт или торговые операции, следует так прямо и указывать. Косвенное ограничение выглядит неубедительно и напоминает игру двойных стандартов, как это было с введением ограничений со стороны главного санитарного врача России в отношении украинских сыров или кондитерских изделий.