Человек 21-го века должен учиться постоянно — глава SingularityU в Украине

Какие потоки на iForum 2018 стоит посетить, чтобы узнать о работе будущего

Игорь Новиков, ведущий потока "Образовательные технологии будущего" на iForum 2018 и представитель Singularity University в Украине, уверен, что современные образовательные системы не отвечают вызовам сегодняшнего дня, а значит необходим диалог о том, чтобы может прийти им на замену. Крупнейшая в Украине конференция iForum предоставит площадку энтузиастам и экспертам, которые пытаются менять образовательную среду.

Игорь, в этом году вы впервые возглавили направление "Образовательные технологии будущего". На какие тематики будете делать основной акцент при формировании программы?

Образование является фундаментом успешности любой страны. Поэтому задачи потока я бы сформулировал следующим образом: во-первых, обсудить (и, возможно, признать) крах образовательных систем в нынешнем виде, осознать, что они несовершенны и не справляются с поставленными задачами, а также являются первопричиной очень многих проблем, которые существуют в мире на сегодняшний день. Во-вторых, рассмотреть варианты того, что может прийти на замену. Поэтому в рамках iForum мы планируем дать площадку тем людям, которые намерены что-либо менять в образовательной среде.

Поток буде структурирован следующим образом: у нас будет минимум 3 панельных дискуссии, где мы предоставим микрофон украинскому бизнесу из сферы образования. Спикеры получат возможность рассказать об онлайн-образовании, альтернативном детском и ИТ-образовании. Помимо этого, мы бы хотели поднять тематику влияния технологий на образовательные системы: какие возможности они открывают и какие угрозы несут. Ведь образовательная система в эпоху индустриального мира перестала соответствовать вызовам, в том числе из-за технологий. Кроме того, вместе с ведущими экспертами мы бы хотели порассуждать о том, какую альтернативу мы можем предложить взамен того, что есть сейчас. К этой дискуссии планируем привлечь экспертов из SingularityU Kyiv и попытаемся сделать программу не только максимально информативной, но и достаточно развлекательной.

В чем заключается угроза технологий для образования?

Таких угроз очень много. Во-первых, если мы посмотрим на отрасль ИТ и доступ к информации, то современная система образования, построенная в качестве конвейера под существующие рабочие места, не является актуальной. Мы учим не тому и не так, как надо.

Вторая проблема — мы не успеваем за инновациями. По сути мы преподаем прошлое. Любопытный пример — в одной из стран (не буде ее называть из политкорректности) на конференции, посвященной альтернативным образовательным системам, я слушал выступление коллег, которые на полном серьезе хвастались тем, что в их стране на уровне Министерства образования утвержден "Курс для вузов по инновациям и предпринимательству". То есть, получается парадоксальная ситуация. Во-первых, эта страна в течение пяти лет преподает молодым людям инновации, которые за такой период превращаются в "старовации". Во-вторых, они пять лет учат студентов предпринимательству. Из своего опыта скажу следующее: если кого-либо необходимо учить целую пятилетку предпринимательству, то этот человек — не предприниматель по своей природе.

В-третьих — изменился мир, социальные институты и структура общества. Но образовательная система упорно готовит нас к миру образца как минимум 30-летней давности. И это не только неправильно, но и является одной из главных угроз человечеству. Мы придем в мир такого огромного количества изобретений, что просто не сможем с этим справиться и будем банально неподготовленными. Мы передадим своим детям технологии уровня научной фантастики, но при этом испортим их образованием образца каменного века, тем самым поставив выживание человечества под угрозу.

В современных условиях я не сторонник образования, базирующегося на определенном временном сроке. Человек 21-го века должен учиться постоянно, и потому мы должны переквалифицировать понятие безграмотности. Суть не в том, чтобы научиться писать или читать, а в том, что учиться, разучиваться и переучиваться. Поэтому одна из актуальных сегодня концепций — непрерывное образование.

Мне кажется, что в ряде специальностей мы увидим, как бизнес вытесняет вузы. То есть, человек после среднего образования сразу идет работать и одновременно учиться на практическом опыте. Ведь такие дисциплины как менеджмент, маркетинг, PR стали развиваться настолько быстро, что никакая классическая образовательная площадка не в состоянии справиться с подобным развитием событий. Здесь на помощь должен прийти бизнес — работая в стартапе, специалист за один год может пройти тот путь, который вряд ли по силе студенту, добросовестно штудирующему учебу в течение 5 лет в вузе.

У меня два высших образования: юриcпруденция и кинорежиссура. При этом моя первая специальность уже фактически становится бесполезной.

Я могу упомянуть ряд случаев, когда в вузах, в том числе в украинских, преподаются умирающие профессии. Простой пример: любые специальности, связанные с синхронным переводом, нужно было трансформировать еще год назад. Через 5 лет компьютерные системы синхронного перевода будут настолько продвинуты, что специалисты-синхронисты нам вряд ли понадобятся.

Вообще, работа будущего — это горячая тема для дискуссий. Например, девушки, которые идут в модельный бизнес, вряд ли задумываются о том, что их профессия исчезает. Современные графические системы очень реалистично генерируют изображение несуществующих людей. Таким образом мы сможем создавать фотомодель под любой вкус и запрос.

Но это очевидно просто эксперимент для привлечения внимания?

Любые технологии начинаются как эксперимент, в том числе и автомобиль.  И в начале 20-го века владельцы гужевого транспорта не рассматривали всерьез автомобиль и были уверены, что это просто дорогая игрушка с туманным будущем. Но прошло совсем немного времени и мир полностью поменялся. Сейчас мы на пороге подобных изменений, но уже в не в одной индустрии, а сразу во многих.

Какие же профессии сохранятся в будущем?

Я полагаю, что в течении следующих нескольких лет мы увидим огромный спрос на представителей креативных профессий. На копирайтеров, видеопроизводство, пост-продакшн, дизайн. Спрос на эти специальности будет расти в мире в целом, но именно в Украине они сейчас в большом дефиците. Поэтому мой совет тем, кто учится на креативных специальностях — ни в коем случае не бросайте. А тем, кто выбирает между, например, юридическим факультетом и какой-либо креативной специальностью — выбирайте креативную.

Несомненно, системы искусственного интеллекта (ИИ) уже начинают добиваться успехов и в креативном пространстве. Видео, музыка, статьи — первые шаги сделаны. Однако нейронной сети крайне тяжело поставить задачу, в которой нет четких условий. Поэтому ИИ с точки зрения креативных профессий еще долго будет пребывать на стадии развития.

На программистов же спрос будет падать. Хотя они считают, что наоборот — спрос вырастет, но это не так. Ведь если посмотреть на развитие других отраслей, то хорошо заметен тренд автоматизации и упрощения рабочего процесса, с полным исключением человека. То же самое будет с программированием. Поэтому сегодня более перспективны креативные специальности.

Какие выступления на потоке iForum 2018 "Образовательные технологии будущего" вы рекомендуете обязательно посетить?

Я бы советовал прослушать все доклады, поскольку это первый на моей памяти iForum, когда количество кандидатов на выступления значительно превзошло количество имеющихся слотов. Поэтому мы особенно тщательно подбираем спикеров, отталкиваясь от качества. Хочу отметить, что спикеры пройдут дополнительную подготовку. Ведь наша задача — не только предоставить полезную информацию, но и подать ее в интересном виде.