Что принесут регионам Украины изменения в Бюджетный кодекс

Эксперты "Украинской юридической группы" Ирина Палиашвили и Ольга Невмержицкая анализируют вступившие в силу 1 января 2014 года изменения в Бюджетный кодекс Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вступившие в силу 1 января 2014 года изменения в Бюджетный кодекс Украины направлены на обеспечение интересов территориальных общин в процессе заключения и выполнения соглашений о разделе продукции.

В соответствии с законом "О соглашениях о разделе продукции" ("Закон СРП") часть произведенной продукции, которая остается в собственности государства, реализуется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. При этом учитываются потребности той территории, на которой расположен участок недр, переданный в пользование на условиях СРП. Расчет и обоснование местных потребностей в произведенной продукции осуществляется органом местного самоуправления. В таком расчете в обязательном порядке должна предусматриваться соответствующая компенсация потерь, возникших в результате нарушения экологических требований при использовании природных ресурсов в данной местности.

В то же время Бюджетный кодекс предусматривал, что весь объем части произведенной продукции, принадлежащей государству, относится к общему фонду государственного бюджета, что фактически делало невозможным выделение местным бюджетам части средств от реализации произведенной продукции.

Таким образом, несмотря на наличие в "Законе СРП" нормы, предусматривающей выделение государством местным общинам части добытых в результате выполнения СРП полезных ископаемых/доходов от их реализации, эта норма носила декларативный характер.

Внесенные в Бюджетный кодекс с 1 января 2014 года изменения устанавливают конкретное распределение государственной доли произведенной продукции/средств от ее реализации:

- 90% средств от использования (реализации) государственной части произведенной продукции будут направляться в доход Государственного бюджета Украины;

- 10% средств от использования (реализации) государственной части произведенной продукции и/или средств в виде денежного эквивалента такой государственной части продукции — в доход местного бюджета, при этом данные средства будут распределяться между местными бюджетами административно-территориальных единиц, на территории которых находится соответствующий участок недр, в таком соотношении: 5% — в бюджет Автономной Республики Крым или областного бюджета; 3,5% — в районный бюджет; 1,5% — в сельский, поселковый или городской бюджет. Если участок недр расположен на территории нескольких административно-территориальных единиц, средства между соответствующими местными бюджетами будут распределяются в пределах установленного соотношения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, доля средств от реализации произведенной продукции по СРП закреплена на законодательном уровне, соответственно, невыполнение требований о выделении части произведенной продукции, принадлежащей государству, местным бюджетам, будет считаться нарушением бюджетного законодательства.

Данные изменения не касаются продукции, произведенной на участке недр в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины) — средства от ее реализации остаются в собственности государства в полном объеме, что связано с особенностями регулирования правового режима континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Также отметим, что изменения в Бюджетный кодекс не согласовываются с нормами "Закона СРП", где указано, что расчет и обоснование местных потребностей в произведенной продукции осуществляется органом местного самоуправления (на наш взгляд, в "Закон СРП" необходимо внести изменения).

Отсутствие в законодательстве об СРП и налоговом/бюджетном законодательстве положений, защищающих интересы территориальных общин, на практике оправданно вызывало серьезное противодействие проектам СРП с их стороны. До настоящего времени центральные органы власти не демонстрировали желание разделить свои будущие выгоды от выполнения СРП с территориальными общинами, на территории которых будут реализованы проекты СРП, таким образом перекладывая бремя отношений с местными органами власти с себя на инвестора.

Внесенные в Бюджетный кодекс изменения позволят местным бюджетам получать средства от реализации добытых в рамках СРП на соответствующих территориях полезных ископаемых, что создаст определенную заинтересованность территориальных общин в СРП и, возможно, снизит социальную напряженность в связи с реализацией проектов СРП.

Создание четких и прозрачных стимулов для территориальных общин в итоге является неизбежным положительным шагом, необходимым для действенного и добросовестного заключения и выполнения СРП.

В указанных изменения, на наш взгляд, заинтересованы как территориальные общины, так и инвесторы, и государство.

Действующее на сегодняшний день законодательство предусматривает, что проект СРП в обязательном порядке должен быть согласован с органом местного самоуправления на территории которого расположен участок недр, на котором согласно СРП будут добываться полезные ископаемые.

Как показывает опыт, процедура согласования СРП с местными органами нередко становится камнем преткновения при заключении СРП, что, соответственно, затягивает запланированные сроки его реализации.

Как следствие, инвесторы (а это, как правило, это крупные транснациональные компании) несут убытки, а государство недополучает прибыль в виде принадлежащей ему доли произведенной продукции.

Соответственно, если внесенные изменения в какой-то мере упростят процедуру согласования СРП с органами местного самоуправления, от этого выиграют все субъекты, участвующие в согласовании СРП.

Что касается процедуры реализации продукции, остающейся в собственности государства, то, согласно установленному Кабинетом Министров Украины порядку, реализация продукции (за исключением части продукции, переданной органу местного самоуправления), осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Украины органом через биржи/аукционы с учетом того что начальная цена реализации продукции не должна быть ниже, чем цена, по которой она была получена уполномоченным органом при ее распределении. При этом уполномоченный орган ведет в установленном порядке отдельный учет продукции, полученной им в результате выполнения отмеченных соглашений, а также операций с такой продукцией.

Порядок реализации продукции, средства от которой направляются территориальным общинам, законодательством не предусмотрен, в связи с чем непонятно, каким образом данная норма будет работать на практике.

Также неясно, как государство будет оценивать продукцию в случае выделения местным бюджетам денежного эквивалента государственной части продукции (отметим, что стоимость продукции по СРП может быть выражена как в национальной, так и в иностранной валюте).

По нашему мнению, указанные вопросы также должны быть четко регламентированы законодательством.