Что Украина пообещала МВФ

Ключевые тезисы программы МВФ для Украины и риски, которые несет в себе ее выполнение

МВФ принял решение о выделении Украине второго транша в рамках программы "Extended Arrangement under the Extended Fund Facility" (EFF) на сумму $1,7 млрд. Позже, был опубликован полный отчет по первому завершенному пересмотру программы на официальном сайте донора.

Пока Украина получила по программе "расширенного финансирования" $6,68 млрд из $17,5 млрд запланированных. Дальнейшее получение средств зависит от выполнения украинской стороной заложенных в программе "маяков". Так что из себя представляют ключевые тезисы программы, которую выполняет Украина, и какие возможности и риски несет в себе ее выполнение?

Ключевые тезисы МВФ

Одним из ключевых тезисов МВФ стало заключение, что "экономика Украины еще очень хрупка, но признаки стабилизации уже появляются". А также, что "украинским властям нужно продолжать нынешнюю осторожную монетарную политику, поддерживая гибкий курс обмена валют и прикладывая максимальное количество усилий для оздоровления банковского сектора".

МВФ подчеркнул важность укрепления начатых реформ в области государственных финансов и реформ "Нафтогаза" (реструктуризацию нужно будет провести в 2016 году и дефицит нужно будет убрать к 2017 году). Особое внимание заслужили и антикоррупционные усилия украинских властей и судебная реформа, которые предстоит еще серьезно имплементировать.

Кроме того, он пересмотрел свои прогнозы по ВВП страны на 2015 год с -5-5% до -9%, прогнозы по инфляции были ухудшены с 27% до 45%, а по увеличению дефицита счета текущих операций в платежном балансе в 2015 году с 1,4% от ВВП до 1,7% от ВВП. Средний годовой курс национальной валюты к доллару США ожидается на уровне 22 гривны за 1 доллар США в 2015 году, а к концу года курс ожидается на уровне 23,5 гривны за 1 доллар США.

Тон отчета МВФ оказался позитивнее, чем ожидалось, и пересмотр некоторых ключевых макроэкономических показателей можно назвать "оптимистичным".

Риски программы

Нынешняя монетарная политика НБУ и бюджетно-фискальная политика правительства в рамках программы МВФ имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны, Нацбанк смог затормозить инфляцию, остановить девальвацию и улучшить платежный баланс, используя инструменты высокой учетной ставки (на уровне 30%), и "административные меры" для валютного рынка. Но нельзя забывать, что монетарная политика, построенная на "дисциплине" и уходящая слишком далеко от "эластичности", несет в себе несколько рисков:

(1) Цель увеличить ЗВР с $10,3 млрд в июле, до $18 млрд к концу 2015 года, очень амбициозна и может оказать лишнее давление на межбанковский рынок, особенно при попытках НБУ купить валюту открытым путем.

(2) Выход "Нафтогаза" на межбанковский рынок тоже может спровоцировать волну девальвации. "Нафтогазу" понадобится в ближайшие месяца закупать 4,5-7 млрд кубов газа, а значит выйти напрямую на межбанковский рынок и попытаться купить около $1,5 млрд. Это может толкнуть валютный рынок в "овердрайв" и спровоцировать новую волну девальвации. Соблазн вернуть прямые валютные интервенции НБУ для "Нафтогаза" будет велик, но он также очень опасен, так как будет вымывать ЗВР и дестабилизировать платежный баланс.

(3) Оздоровление банковской системы и решение проблемы кредитования связанных лиц остро стоит в общем плане финансовой и монетарной реформ. По данным МВФ, уровень NPL вырос до 24,1% и формирование резервов в мае увеличилось до 68,5%. С января 2014 г., 52 банка получили временную администрацию (42 пошли на ликвидацию). Меморандум МВФ не дает пока четких ответов, как оздоровить банковскую систему. Ясно одно — консолидация сектора продолжится, и нарушители будут активно выводиться с рынка.

(4) Меморандум МВФ предусматривает вывод Нафтогаза на бездефицитный бюджет уже в 2017 году за счет приведения коммунальных услуг в соответствие с ценой импортного газа. Недавнее повышение цен на коммунальные услуги позволило довести тарифы на отопление только до уровня цены за газ 1793 грн за 1000 м3. При этом средняя цена за газ в 2015 году прогнозируется МВФ в размере $291 за 1000 м3. При среднегодовом курсе 22 грн/$ цена импортного газа должна составить 6400 грн за 1000 м3.

Согласно меморандуму Украины и МВФ, за 2016-2017 года тарифы на газ и отопление должны быть приведены в соответствие с рыночной ценой импортного газа. В 2016 году тарифы должны быть приведены к 75% стоимости, в 2017 году к 100%. Такое резкое повышение стоимости коммунальных услуг неизбежно отразится на потреблении и производстве потребительских товаров, что может замедлить восстановление украинской экономики.

При этом в обновленном меморандуме, подписанном МВФ и Украиной 21 июля, говорится, что правительство рассматривает возможность оптимизации системы субсидий за счет сокращения поддержки для домохозяйств со средними доходами. Оптимизация расчетной формулы для назначения субсидий предположительно позволит сократить объемы расходов госбюджета на субсидии на 23% в 2016 году и на 36% в 2017 году.

(5) Реформа единого социального взноса предполагает введение понижающего коэффициента 0.6 на ставку единого социального взноса, которая варьируется от 34% до 40%. По замыслу авторов реформы, понижение ставки ЕСВ позволит легализировать "серые" и "черные" зарплаты, которые особенно распространены с сегменте малого и среднего бизнеса. По прогнозам МВФ легализация "серых" зарплат даже с учетом сокращения поступления от добросовестных плательщиков, может увеличить доходы бюджет на сумму эквивалентную 0,5% ВВП.

Однако по моему мнению есть существенный риск, что даже дисконт в существующим ставкам в размере 40% может не привлечь компании, работающие по "серым" схемам. Эта реформа может увеличить доходы бюджета только при условии уничтожения существующих схем "обналичивания". А до полной победы над конвертационными центрами Украине еще очень далеко.

На сегодняшний день — выполнение условий программы "расширенного финансирования" поможет Украине провести болезненные реформы и сломать старые механизмы государственного управления. Подобные процессы очень сложны и болезненны как для общества, так и для старого бизнеса, но результатами таких усилий со стороны украинских властей — должны быть системные и институционные перемены. На нынешнем этапе, можно сказать, что украинским властям удалось затормозить экономический спад (во многом благодаря действиям МВФ и некоторым государственных органов). Очень скоро, правительству и НБУ придется возобновлять стимулирование экономики, и только завершенные реформы позволят построить крепкую основу для этих усилий.