Европа уходит за горизонт

Чего европейцы ждут от Украины, чтобы согласиться на безвизовый режим, какие внутренние проблемы Европы могут помешать этому и в каком случае ЕС будет окончательно готов махнуть рукой на сотрудничество с Украиной

Безвизовый режим, который так хочет получить Украина и никак не может его добиться, зависит сразу от нескольких факторов. Некоторые из них напрямую зависят от Киева. Остальные должны решаться в Брюсселе. Но вначале Украине неплохо бы было продемонстрировать, что ее решимость двигаться в сторону Запада не ослабла вместе с напором российской армии и сепаратистов на Донбассе.

Первая группа факторов определяется самим желанием Украины проводить реформы. В частности, надо принять законы по борьбе с коррупцией. А ваши законодатели постоянно и явно намеренно затягивают этот процесс. Не буду скрывать, в Европе все больше утомляются от того, насколько медленно продвигаются реформы в Украине. Те еврочиновники, с которыми я общался, говорят о том, что постепенно темпы реформ, которые и так были не быстрые, начинают замедляться.

И тут украинская власть делает ту же самую ошибку, которую когда-то совершил Виктор Янукович перед саммитом Восточного партнерства в Вильнюсе в 2013 году. Тогда он думал, что Европа будет сама заинтересована в подписании договора об ассоциации и захочет сразу выдать Украине много денег в виде макрофинансовой помощи. Но европейские функционеры больше думают о собственных проблемах. Потому они не стали конкурировать с Россией в своеобразном аукционе по тому, в какую сторону пойдет Украина. Тогда Киев переоценил силу сентиментальности ЕС.

Теперь вы совершаете подобную ошибку, несмотря на все заверения в дружбе и сотрудничестве. От украинских властей ждут прежде всего упорной работы, а не популистских обещаний избирателям. А если реформы так и не заработают, то и отношения с ЕС переместятся в далекую перспективу.

Тем более, что на сам Евросоюз давят сразу два фактора, которые не дают ему в одностороннем порядке дать Украине безвизовый режим.

Во-первых, это проблема беженцев. Переселенцы с Ближнего Востока, которые прибывают в ЕС, уже раскололи союз на два непримиримых лагеря. Часть стран, такие как Венгрия или Румыния, требуют, чтобы всех беженцев расселили пропорционально населению и размеру ВВП среди членов союза. Но такие страны, как Великобритания или Голландия, категорически против этого. Лондон даже готов покинуть ЕС, если его позиция не будет услышана. Да и сами европейцы все более негативно относятся к таким переселенцам. Потому никто не проголосует за то, чтобы открыть границы со страной, где более 800 тысяч беженцев с Востока. Нужно понимать, что политики в Париже или Берлине больше думают о собственной популярности, а не о демократических ценностях. Тем более, у всех перед глазами инцидент в Молдове, когда стране таки дали безвизовый режим, а потом разразился скандал. Там проевропейское правительство не может объяснить, на что потрачена экономическая помощь Брюсселя. Это бросило тень на любое движение союза на Восток.

Во-вторых, агрессивная позиция России заставила Евросоюз быть более осторожным. В Европе считают, что война на Донбассе немного затихла, и это снимает самую острую проблему — противостояние с Москвой. Там не хотят провоцировать Кремль на новое кровопролитие. Потому большинство шагов дипломатов Брюсселя будут сделаны с оглядкой на Россию. Потому в последнее время многие говорят, что институт Восточного партнерства приходит в упадок. И потому Грузия и Украина могут не рассчитывать на новые шаги со стороны Европы.

Что вам делать в этой ситуации? Продолжать реформы. Только они, а не проевропейские лозунги могут переломить ситуацию. Сейчас четверть европейцев не знают и не интересуются тем, что происходит у вас в стране. Если Украина начнет стремительно меняться, то ситуация изменится. Да, война и политика России поставили вас в очень сложное положение, но в силах Киева переломить это. И для начала стоит побороть коррупцию, которая мешает безвизовому режиму больше, чем конфликт на Донбассе или Москва.