НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Евровидение-2017: как на покупателях заработали 7 млн грн за услуги, которых не было

В 2017 году Евровидение проходило в киевском Международном выставочном центре. Фото: Униан
В 2017 году Евровидение проходило в киевском Международном выставочном центре. Фото: Униан
Как билетный сервис, выполнявший государственный подряд по продаже билетов на Евровидение-2017, которое проходило в Киеве, заработал миллионы гривен на навязанных зрителям "левых" услугах
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Представьте ситуацию: вы хотите купить билет за 3700 грн, но когда дело идет к оплате, сумма увеличивается до 4300: 235 грн — сервисный сбор, 375 — за дополнительные услуги. Никаких услуг вам не надо, вы пытаетесь от них отказаться, но это невозможно: платите всю сумму, или не будет билета. 

С такой ситуацией столкнулся юрист Ростислав Кравец, когда покупал два билета на финал Евровидения-2017 и заплатил дополнительные 1200 грн. Он обратился в суд и в июле 2019 года Большая палата Верховного суда вынесла решение по делу о недобросовестной конкуренции официального продавца билетов на Евровидение-2017 — юридическое лицо "В Тикет". По факту же билеты продавались через сайт Concert.ua. 

Компания брала 6% с покупателей как сервисный сбор. Но кроме этого, продавец обманывал покупателей, вынуждая заплатить 10% от суммы билета, которые нигде не были предусмотрены. В целом на покупателях незаконно заработали около 7 млн гривен. Откуда такие цифры, что грозит "В Тикет" и как не допускать подобных ситуаций, рассмотрим далее.

674 грн за отправку двух билетов на email

"Я зашел на сайт concert.ua и положил в корзину два билета по 3749 грн. Недешево, но зато память детям на всю жизнь. Я пытался снять галочку с "дополнительных услуг", но не смог. В другом месте купить билеты тоже было нельзя — их продавали только на этом сайте. В итоге в общей сумме за 2 билета я переплатил около 1200 грн, получив билеты на электронную почту. Про 6% сборов не было сказано с самого начала, но они предусмотрены правилами, как выяснилось в дальнейшем. Откуда взялись дополнительные 10%, не понятно. Я возмутился, ведь это прямое нарушение моих прав. Я себя уважаю, как адвокат, я защищаю права других граждан, хочу защитить и свои собственные", — рассказывает Ростислав Кравец. 

Фото: shutterstock

Юрист обратился в Антимонопольный комитет (АМКУ), который провел соответствующее расследование, но в итоге отказал в рассмотрении дела, поскольку не посчитал действия продавца билетов "В Тикет" недобросовестной конкуренцией.

Кравец обратился  в суд и дошел до Большой палаты Верховного суда. Он был единственным покупателем, который обратился в суд по этому делу.

"Люди не готовы защищать свои права, потому что это дорого стоит. У меня есть своя юридическая компания, но по этому делу только за судебный сбор я заплатил порядка 7000 грн. За эти два года было множество заседаний документов для апелляции, кассации. Это принципиальный момент, я хочу дойти до конца. Но не много людей готовы к такому из-за 1200 грн, и большие компании знают об этом и свободно нарушают наши права", — рассказывает Кравец.

В июле 2019 года Большая палата Верховного суда определила, что "В Тикет" явно ввела покупателя в заблуждение, поскольку о сервисном сборе стало известно только после покупки билета. Также суд признал незаконным стягивание 10% за так называемые "дополнительные услуги".

Сама "В Тикет" объяснила наценку за "дополнительные услуги" к билетам Кравца так:

- формирование электронного Билета и его отправка клиенту — стоимость 337,50 грн;

- индивидуальное сопровождение заказ Клиента оператором — стоимость 37,50 грн.

Из этого вытекает, что 6% комиссии не покрывают формирование и отправку билета. На что идут эти деньги — неизвестно. Также вызывает интерес, что фиксированной суммы за эти услуги нет, она зависит от цены билета и формируется индивидуально.

"Это абсурд — 674 грн за то, что мне отправили билет на электронную почту. Он должен стоить одинаковую цену для всех. Если кто-то хочет, чтобы курьер доставил ему билет домой — это дополнительная услуга, на нее должна быть цена. У меня таких пожеланий не было", — акцентирует Кравец. 

Суд обязал АМКУ рассмотреть дело. 25 сентября Киевское отделение Антимонопольного комитета открыло производство. 

Вместо 2,5 млн грн от государства, 7 млн на зрителях

Билеты на Евровидение-2017 продавала компания "В Тикет" через сайт Concert.ua. Обе компании связывает одно лицо — Дмитрий Феликсов является основателем "В Тикет" и соучредителем сервиса Concert.ua. 

Все оказалось очень связано: билеты на Евровидение-2017 можно было купить только на сайте Concert.ua, поскольку "В Тикет" выиграла тендер на продажу у Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НСТУ).

На тендере "В Тикет" предложили самую высокую цену — 2,5 млн гривен за услугу по продаже билетов. За эту же работу ООО "Укртикет" предложил 0,01 грн, ООО "Маестро Тикет Систем" — 352 000 грн, ООО "Билетная Агенция Карабас" — 353 000 грн. 

"Мы сделали детальные расчеты себестоимости работ и прогнозируемые поступления от сервисного сбора, и вышли на диапазон покрытия затрат — 350 000 грн при продаже всех билетов и 2,5 млн при продаже 70% билетов. Исходя из этих цифр и шли торги. Давая окончательное предложение в 353 тысяч грн, мы шли на риск уйти в минус, если не продадим все билеты", — рассказывает один из участников торгов, основатель билетного агентства "Карабас" Максим Плахтий.

Все эти предложения, кроме самого дорогого, были отклонены из-за недостатков тендерной документации. Впоследствии такие же ошибки были найдены и у победителя. Компании, которые не прошли, опротестовали решение и АМКУ обязал вещателя отменить результаты этой закупки. Тем не менее, НСТУ все же подписала договор с ПП "В Тикет". После запрета компания снизила ценовое предложение с 2,5 млн грн до 1,20 грн (одной гривни двадцати копеек).

"После проведения аукциона всех участников, кроме одного, сняли по формальным причинам — неправильно оформлена тендерная документация. Например, нам отказали по причине отсутствия ксерокопии свидетельства о регистрации, хотя реестры регистрации компаний давно открыты. Другой участник подал жалобу, что у выигравшего участника также неправильно оформлены документы, результаты тендера отменили и вышли в продажу без тендера. Это грубое нарушение со стороны государства, на которое АМКУ просто закрыл глаза", — акцентирует Плахтий.

"Антимонопольный комитет Украины обязал НСТУ отменить закупку услуг на сумму 2 537 926,52 грн из-за обращения ТОВ "Маестро Тікет Систем". Учитывая значение для Украины такого события как "Евровидение", по результатам переговорной процедуры 13 декабря 2017 года был заключен договор комиссии с ЧП "В Тикет" на общую сумму 1,20 грн, согласно условиям которого ЧП "В Тикет" получило право на продажу билетов на Евровидение 2017", — пояснил Павел Грицак, исполнительный продюсер Евровидения 2005 и 2017 годов.

Помимо полученных от НСТУ 1,20 грн, согласно условиям договора "В Тикет" имело право добавлять к установленной стоимости билета 6% сервисного сбора, а также плату за дополнительные услуги. При этом размер таких услуг определялся "В Тикет" самостоятельно и не перечислялся НСТУ.

"Вследствие надлежащей организации закупки услуги продажи билетов для НСТУ было обеспечено поступление в размере более 72 млн грн, продано и распространено ориентировочно 64000 билетов. Это было признано безусловно успешной и выгодной деловой сделкой для вещателя. Так было сэкономлено почти 2,5 млн грн государственных средств на распространение билетов, а также получены значительные средства в бюджет НСТУ", — отмечает Грицак.

Не сложно посчитать, что взимая незаконные 10% от стоимости, "В Тикет" сэкономило государству 2,5 млн грн, но заработало около 7 млн грн на покупателях. 

Мы обратились к экс-директору "В Тикет" Дмитрию Чиню, чтобы узнать версию компании насчет незаконного взымания 10%, но так и не получили от него ответов на наши вопросы.

Что грозит "В Тикет"

"Я хочу, чтобы этот случай стал примером для всех участников билетного рынка и не только. Операторы должны уважать покупателей и соблюдать их права. Я надеюсь, что благодаря этому делу продавцы не будут устанавливать услуги, от которых потребитель не сможет отказаться, и прекратят злоупотребления", — подчеркивает Кравец. 

"Выходить в продажу без завершения тендера и брать с покупателей дополнительные сборы — грубые нарушения. Репутационно от таких действий страдает, в первую очередь, государство, ведь это чиновники допускают такие промахи. Но и билетная сфера в целом попадает под удар: сталкиваясь с обманом одной организации, покупатель теряет доверие ко всей билетной сфере. В обязательном порядке нужно наказывать тех, кто допускает и причастен к таким нарушениям", — считают в "Карабасе".

Если АМКУ признает нарушения "В Тикет", истец может на основании этого решения обратиться в суд и получить компенсацию за переплату в двойном размере. Скорее всего, это дело не сможет стать прецедентом, по которому другие покупатели смогут вернуть переплаченные деньги, поскольку срок обращения истечет.

Если решение не будет вынесено до весны 2020 года — дело закроют, поскольку выйдет срок давности (3 года). Тем не менее в АМКУ обещают успеть до этого времени.

"Законодательных сроков по рассмотрению дела нет, как только мы получим все необходимые доказательства, мы сразу вынесем решение. Дело начали рассматривать не сегодня, над ним уже работали. Думаю, мы успеем его завершить до весны. Если будет признана вина "В Тикет", на него наложат штраф до 10% от дохода за прошлый год", — рассказал председатель Киевского областного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий. 

Таким образом, если решение вынесут в этом году, и оно будет обвинительным, то штраф, возможно, наложат на деятельность компании в 2018 году, если же решение будет в следующем — тогда штраф возможен на доходы в 2019 году. АМКУ открыл дело 25 сентября и пока неизвестно, удастся ли вынести решение по нему в этом или следующем году.

Тем временем, как сообщается на сайте OpenDataBot, в апреле 2019 года у компании "В Тикетс" изменился собственник и название — теперь это "Бест Тикетс". Однако, по словам Алексея Хмельницкого, существенной роли для рассмотрения дела такое переименование не сыграет.