НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Грузинский доктор: поможет ли опыт Александра Квиташвили реформировать систему здравоохранения Украины

Минздрав традиционно считается одним из самых коррумпированных министерств, и за прошедшие 9 месяцев ситуация там не улучшилась ни на йоту. Сможет ли справиться с украинской реформой здравоохранения грузин Александр Квиташвили?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

"Александр Квиташвили должен провести радикальные реформы в сфере здравоохранения, ведь у него нет связей с украинской фармацевтической мафией", — уверенно заявил премьер-министр Арсений Яценюк, представляя тогда еще будущего министра здравоохранения Украины в Верховной Раде.

В способность человека извне, бывшего министра труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии (2008-2010 год), переломать хребет украинской коррупции в сфере медицины верят и участники рынка. "Министр здравоохранения в Украине не должен быть врачом. Врача учили вылечить одного человека, а как вылечить миллионы, он не знает. А если и знает, то ему не дадут, поскольку нужно будет принимать, мягко говоря, непопулярные и жесткие решения в отношении медицинской "элиты" и закостенелого чиновничьего окружения, а управленец из профессиональной медицинской среды подвержен давлению такого окружения", — уверен Владислав Онищенко, глава Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и товаров медицинского назначения.

Поддерживает назначение на пост министра здравоохранения иностранного специалиста и Игорь Щедрин, заместитель главы координационного совета общественной организации "Медицинский контроль": "Украинцы, дорожащие репутацией, боятся поста министра здравоохранения. Министр здравоохранения должен будет или оставить все, как есть — и пожинать все ту же коррупцию, низкое качество медицинских услуг, поборы на местах; или реформировать ведомство, а это огромная работа, всплески возмущения со стороны врачей и пациентов".

Какие реформы ждут Украину

С проблемами сферы здравоохранения Украины Александр Квиташвили знаком не понаслышке — он был одним из 12 членов экспертной группы по разработке проекта Национальной стратегии построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015 — 2025 годов (ожидается, что должна быть представлена 5 декабря). Именно эта стратегия и легла в основу видения будущей реформы здравоохранения, которое нашло свое отражение в Коалиционном соглашении. Первоочередной задачей реформы станет борьба с теневыми тендерами по госзакупке лекарств, развитие Первичной медико-санитарной помощи и реформирование системы финансирования медицинской сферы.

Свою готовность решать все эти проблемы Александр Квиташвили озвучил на своей первой после назначения пресс-конференции. "Путь, по которому пойдет Украина, — это модернизация системы здравоохранения. Он будет безошибочным и безболезненным", — пообещал Александр Квиташвили.

"Ликвидация коррупционных схем — это то, зачем я пришел в министерство", — подчеркнул новый министр здравоохранения Украины.

Первоочередной задачей и реальным ударом по коррупции при государственных закупках лекарств должна стать закупка лекарств и вакцин за бюджетные средства через международные агентства: ВОЗ и ЮНИСЕФ с привлечением специалистов USAID. "Грузия уже много лет закупает специальные медицинские средства (вакцины) и некоторые специфические лекарства через международные организации, — утверждает Александр Квиташвили. — Это помогло нам не только сделать закупки более прозрачным, но и гарантированно закупать высококачественные препараты по низким ценам. Все государственные закупки препаратов проходят по открытым тендерам, участие в которых доступно для всех компаний. Открытость системы — это здоровая конкуренция на рынке, где заинтересованные фармацевтические монополии или олигополии не могут влиять на соотношение цены и качества лекарств".

Помимо прочего, Александр Квиташвили является сторонником системы страховой медицины. "Надо человеку объяснить, что если он купит пакет страховки на 15 лари, то он, в случае надобности, бесплатно получит операцию на 15 тыс. лари. Для этого можно даже применять агрессивную кампанию. Осталось победить постсоветский менталитет, потому что люди привыкли платить за электричество, за газ, заливают в машины дорогостоящий бензин, но, к сожалению, никак не привыкнут, что хорошее обслуживание в здравоохранительных учреждениях стоит дорого", — говорил Александр Квиташвили, вступая на пост министра труда, здоровья и социальной защиты Грузии в 2008 году.

Сегодня он признает, что ввести страховую медицину в Украине за короткое время не удастся, однако, по его словам, это в любом случае перспектива ближайших лет. "Грузинские реформы были другими хотя бы потому, что Украина в 10 раз больше. Но нам придется сделать много шагов по оптимизации здравоохранения", — сказал он.

"Александр Квиташвили — представитель команды, которой удалось реформировать Грузию, а в нашей стране сегодня дефицит людей, имеющих не просто реформаторский опыт, а успешный реформаторский опыт", — уверяет основатель и генеральный директор медицинской компании ilaya Алексей Шершнев.

Подробнее о видении Александром Квиташвили реформы системы здравоохранения в Украине читайте в его интервью на Delo.UA завтра, 4 декабря.

Как это было в Грузии

Опыт реформирования системы здравоохранения у Александра Квиташвили действительно заслуживает уважения. В середине 2000-х годов ситуация в медицинской отрасли Грузии была не лучше, чем сейчас в Украине. Достижения советской системы здравоохранения исчерпали себя, каждый визит к бесплатному врачу сопровождался взяткой, а цены на лекарства в аптеках были не по карману рядовым гражданам.

Вопрос стоимости и дефицита лекарств был решен благодаря либерализации аптечного рынка (например, безрецептурные медикаменты разрешили продавать в супермаркетах) и упрощению процесса лицензирования лекарств — оно стало ненужным для лекарственных препаратов, которые уже прошли регистрацию в ЕС и США. В результате, стоимость лекарств снизилась в среднем на четверть.

Аналогичную либерализацию уже начали проводить в Украине. Так, 20 октября Верховная Рада отменила обязательную перерегистрацию лекарственных средств, предусмотрев возможность выдачи бессрочного регистрационного удостоверения на лекарственное средство, которое уже получило регистрацию на рынке ЕС. Кроме того, Гослекслужба предлагает ввести лицензирование для каждого аптечного учреждения отдельно вместо существующей системы, при которой лицензия выдается на одно юридическое лицо, что позволит упростить работу аптек, в частности в случае выявленных нарушений. Так, сейчас выявленные нарушения в работе одной аптеки может повлечь за собой лишение лицензии для всей сети.

Второй, и, пожалуй, самой главной реформой, которую удалось осуществить в Грузии (и которая также предусмотрена в Украине Коалиционным соглашением и Национальной стратегии построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2025 годов) стала приватизация больниц и введение обязательного медицинского страхования. Бюджет Грузии тогда, как и бюджет Украины сейчас, был не способен обеспечить всех желающих качественным и одновременно бесплатным медицинским обслуживанием. Правительством страны была разработана программы "100 новых больниц Грузии", цель которой было преобразовать старые государственные больницы в сеть новых частных клиник. При составлении программы власти руководствовались двумя критериями: одно койко-место на 1 тыс. жителей и расположение больницы в 30-минутной доступности. В результате, необходимо было построить 23 новые больницы в Тбилиси и 77 — в регионах. Таким образом, количество коек в больницах было сокращено с 17 тыс. до 7,8 тыс.

Реформа больниц Грузии выглядела следующим образом: инвестору (им могли выступать и страховые компании) бесплатно передавалось здание государственной больницы в коммерчески выгодном месте (например, элитном районе Тбилиси), а за это он брал на себя обязательство в течение максимум 36 месяцев построить новые больницы в регионах, указанных в контракте. Сумму, которую инвестор должен был выделить на строительство новых больниц, определяло Минэкономики, исходя из номинальной стоимости здания передаваемой больницы. Таким образом, новая концепция грузинской системы здравоохранения не преследовала целей пополнения бюджета; она была направлена на стимулирование частного интереса, который способен оживить всю систему без вливания госсредств. Также была решена проблема оказания медицинской помощи в сельской местности, где проживает 47% населения Грузии. Правительство выделило гранты по $1200 каждому сельскому врачу на ремонт и модернизацию помещения (как правило, одна комната) и обеспечило врачей необходимым оборудованием.

Кроме того, Грузия полностью перешла на страховую медицину. Стоимость среднего полиса, включающего все виды медицинской помощи на $60 тыс. в год, составляет около $20 в месяц. При этом государство покрывает расходы на страховое медицинское обслуживание для около 300 тыс. социально незащищенных категорий граждан.

В результате, затраты государства на здравоохранение были сокращены с $4 млрд до $200 млн в год, а рынок медицинской помощи стал конкурентным и на нем выигрывали лучшие по качеству предоставляемых услуг игроки.

СПРАВКА

Историк по образованию (в 1992 году он году закончил Тбилисский государственный университет), Александр Квиташвили с самого начала своей карьеры был так или иначе связан с медициной. После окончания учебы в Школе государственного управления имени Роберта Ф. Вагнера Нью-йоркского университета (США) по программе стипендий Эдмунда Маски, в 1993 году Квиташвили начал свою "медицинскую карьеру" в финансовом департаменте Медицинском центре Атланты. После возвращения в Грузию в 1993 году, он работает в грузинском представительстве программы развития ООН на должности офицера администрации и финансов, заместителем начальника грузинской миссии Комитета помощи объединенной методистской и президентом грузинской неправительственной организации "Международный фонд "Курацио". А начиная с 1995 года он работает консультантом в различных международных организациях в Азербайджане, Литве, Украине, Армении и Сербии. В эти же годы издает несколько аналитических работ, касающихся реформы сферы здравоохранения и анализа системы социальной защиты.

Проработав с 2002 по 2008 год в Институте Запада и Востока в Нью-Йорке, он возвращается на родину, чтобы занять пост министр труда, здоровья и социальной защиты Грузии, который он занимал до 2010 года.

С сентября 2010 года — и. о. ректора Тбилисского государственного университета (ТГУ) им. Иванэ Джавахишвили. В декабре 2010 года был избран ректором ТГУ им. Иванэ Джавахишвили сроком на четыре года.

В июне 2013 года Квиташвили ушел в отставку с занимаемой должности в связи с поправками, вносимыми в закон "О высшем образовании". До августа 2013 года исполнял обязанности ректора ТГУ.