Я могу предъявить обвинения многим кандидатам в президенты — генерал Маломуж

Генерал армии, экс-глава Службы внешней разведки (2005-2010) Николай Маломуж уверяет, что он способен на посту президента побороть извечную болезнь Украины — коррупцию. А вот большинство своих конкурентов на выборах он считает частью прошлой системы

Почему вы решили пойти в президенты, хотя в соцопросах ваша кандидатура даже не упоминалась?

Пришло время побороть коррупцию в стране. Я знаю ситуацию, умею бороться и у меня есть команда.

У вас уже был опыт борьбы с коррупцией?

Весь период независимости Украины я вместе со всеми президентами — Кравчуком, Кучмой, Ющенко — участвовал в процессе становления государства. Мы создавали Конституцию, формировали базовые соглашения на международном уровне, вырабатывали новые демократические модели для государства. То есть прорабатывались модели перехода от социалистической экономики к рыночной, чтобы этот переход прошел прогнозируемо, без рэкета и коррупции, без мощных теневых потоков. Но каждый из президентов не придерживался четкой государственной стратегии, политики не были готовы к прозрачным отношениям.

Вас не смущает, мягко говоря, нестабильность политической ситуации, в которой придется работать новому президенту?

Я умею стабилизировать ситуацию в сложные моменты. Об этом мало известно, но я лично участвовал в решении газового конфликта 2006 года. Тогда нам удалось в течение трех дней решить его. Во время газовой войны 2009 года заложили ту же основу, но она была разломана противоречиями Ющенко и Тимошенко.

К тому же у меня есть опыт выстраивания выгодных отношений с другими странами. Я со своей командой с 1998 по 2010 год наработал инвестиций для Украины на $210 млрд. Основной объем этих денег припадает на период президентства Виктора Ющенко и начало каденции Виктора Януковича, когда пошли большие проекты с Японией (при премьере Юлии Тимошенко — прим. ред.), Южной Кореей, Малайзией. Я лично договаривался с премьер-министром Индии по авиасотрудничеству, с арабскими шейхами — на $27 млрд под космическую и авиационную отрасли, военно-техническое сотрудничество, бурение скважин…

Но коррупционная система, постепенно проевшая все общество, мешала реализации инвестпроектов.

"Коррупция в Украине стала беспрерывной: взятку нужно давать в роддоме, детсаду, школе, на работе, чтобы умереть и то нужно заплатить взятку за место на кладбище".

Я знаю все эти коррупционные схемы. Мы их можем сломать. Скажу больше, высокорейтинговые участники президентской гонки этого не сделают. У них не хватит ни сил, ни опыта, ни команды, ни даже менталитета. Эта элита настолько органично вошла в тень, настолько интегрировалась в коррупцию, что выйти из этой ситуации для нее практически невозможно.

То есть вы обвиняете нынешних кандидатов в президенты в коррупции?

Я могу каждому из них предъявить эти претензии, также могу их обвинить в очень неудачных государственных решениях. Например, за 8 месяцев до кризиса (кризис 2008 года — прим. ред.) я поставил на СНБО вопрос о подготовке антикризисных мер. Тогда мне заявили, что Украина не интегрирована в международную экономическую систему, поэтому нас кризис обойдет. Через полгода я снова инициировал вопрос о подготовке к борьбе с кризисом. Ответ был такой: кризис коснется только банков, а экономика не связана. А через три месяца эти же люди заявили: "Так это ж кризис ударил, мы не виноваты". Я таких конкретных примеров могу привести десятки.

К сожалению, после "Революции достоинства" мало что изменилось. Схемы новые, кланы новые, а система глобально та же. Поэтому коррупция очень быстро возвращается. Некоторые нынешние чиновники, получившие должности по квотам, откровенно говорят, что им мало…

Коль уж заговорили о схемах — какова настоящая причина ареста Дмитрия Фирташа?

Всего сказать не могу, но отмечу, что схема его теневого дохода существовала более 10 лет. И она очень "чувствительная" для России и Украины. Поэтому раскрытие этой схемы — это очень мощный удар по известным личностям, даже по первым лицам государства.

Кого вы возьмете в свою команду? Сейчас трудно найти профессионального управленца, не "интегрированного" в коррупционные схемы.

Я побывал в 78 странах мира, изучил переходные модели управления. Когда начал анализировать, почему у нас не улучшается ситуация, понял, что все упирается в кадры. Никогда не изменится ситуация, если руководитель госоргана состоит в теневых отношениях с бизнесом. Лично я, работая в СБУ и разведке, запрещал своим подчиненным заниматься бизнесом, не говоря уже о том, чтобы принимать "благодарности".

Сейчас в моей команде — члены Общественного форума "Стратегия национальной безопасности Украины". Среди них ректор КПИ Михаил Згуровский, экс-судья Европейского суда по правам человека Владимир Буткевич, директор "Центра сердца" Борис Тодоров, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, с которым я учился в университете. Всего 156 участников этого форума.

Эти люди — не конъюнктурщики. Они не смогли реализоваться до конца, так как выступали против системы. Не видя перспектив в этой борьбе, они отошли на какое-то время.

Пять человек из нашей команды приглашали работать министрами в новом правительстве. Но они сказали: "Ребята, не та ситуация. Если придет новая, честная команда — мы пойдем в Кабмин".

Рассчитываете ли вы на поддержку региональных элит?

В регионах мы рассчитываем в первую очередь на членов нашего форума, которые уже не один год ведут диалог на местах.

Если же говорить об олигархах, то я иду как народный президент и не хочу попадать в какую-то группу.

Вывод капитала из тени и меры по реинвестированию только приветствуются, если же выводишь за рубеж — соответственно плати налоги. Вкладываешь в экономику Украины на льготных условиях — мы защитим.

Я предлагаю стимулировать реинвестирование под новый бизнес и новые технологии. Нужно сделать так, чтобы бизнесмен сам был заинтересован вернуть деньги в Украину.

В 2010 году вы спрогнозировали вооруженное сопротивление украинцев против Януковича в 2013 году. Каковы расчеты ваших аналитиков на ближайшее будущее?

Ситуация полностью дестабилизирована, ее сложно прогнозировать. Раньше была тоталитарная схема управления и ее можно было предвидеть. Бесспорно, нас ожидает определенный период нестабильности.

При модели, когда мы объединяем все лучшие силы, стабилизация наступает за 1-2 года.

Модель, когда к власти приходят представители разных противоборствующих структур (как это происходит сейчас), предусматривает дестабилизацию в ближайшие 3-5 лет.

Каков прогноз по конфликту с Россией?

Сейчас у Путина произошла дезориентация: он думал, что востребован в украинском обществе, что народ поднимется и пригласит его, и он на этой волне войдет в Украину и будет защищать не только россиян, но и украинцев. Но этого не случилось. К тому же международное сообщество очень остро отреагировало. Поэтому сейчас пошел небольшой откат со стороны России.

Конечно Украину Путин не оставит в покое, но военное вмешательство в ближайшее время не предполагается. Если российская армия вступит в Украину, то это будет глобальная война и НАТО молчать не будет. К тому же сектор безопасности и обороны в Украине уже стабилизирован.

В самой же России могут начаться дестабилизационные процессы после того, как сработают экономические санкции — по нефти и газу. Вот это будет угроза Путину. Тактически президент РФ где-то выиграл (поднялась эйфория по поводу "присоединения" Крыма), но стратегически может проиграть в своем обществе и потерять Крым. И ему не поможет идеологическая пропаганда — ее эффект продержится максимум полгода.