Как отправить Януковича в отставку — мнение юриста

Адвокат Александр Величко о процедуре импичмента в Украине

В настоящее время, по моему мнению, не существует быстрого и четкого юридического пути решения проблемы с требованиями об отставке президента.

Нынешняя ситуация отличается от 2004 года, когда был четкий правовой путь — решение Верховного Суда Украины.

Сегодня же картина иная.

Основания для прекращения полномочий президента четко прописаны в ст.108 Конституции Украины. Среди них, в частности, являются: отставка, то есть добровольный уход с должности, и смещение с поста в порядке импичмента.

Процедура импичмента — сложная процедура, которая урегулирована законом "О регламенте Верховной Рады Украины", другими законами, регламентом пленума Верховного Суда Украины, а также Конституцией Украины.

Эта процедура в общих чертах требует создания специального следственного органа, вмешательства Конституционного Суда, Верховного Суда Украины, а также наличия поддержки как минимум 301 народного депутата.

Поэтому импичмент, учитывая нынешний политический пасьянс, не является реальным правовым механизмом, как, впрочем, и добровольная отставка.

Думаю, в этом вопросе следует обратиться к истории.

Дело в том, что в 1993 году Украина уже находилась в подобной ситуации, когда Президенту Кравчуку и Верховной Раде не доверяла значительная часть граждан. Но тогда было найдено правовое решение этого вопроса — Верховная Рада назначила референдум о доверии Президенту и Верховной Раде.

Однако тогда хватило мудрости ускорить политический процесс, в результате чего был принят специальный закон, которым и были назначены новые парламентские и президентские выборы. Как следствие, результат референдума о доверии, по сути, был определен самой Верховной Радой: референдум проведен не был — вместо него были проведены новые выборы.

Ситуация 2013 года очень похожа на картину 1993 года.

Поэтому с точки зрения права, по моему мнению, следует все-таки добиваться проведения такого всеукраинского референдума как правового пути решения проблемы. Тогда не исключено, что в ходе подготовки референдума сама Верховная Рада будет заинтересована в назначении новых выборов.

Если референдум удастся назначить, то отдельной проблемой будет постановка вопроса для голосования, так как формально, но не по духу, ст.108 Конституции не предусматривает такого основания для прекращения полномочий президента как по результатам референдума.

Вместе с тем, поскольку народ является единственным источником власти в Украине, а результаты референдума являются окончательными и общеобязательными, то президент будет обязан выполнить решение референдума.

Например, он будет обязан освободить пост, если вопрос в бюллетене для голосования будет звучать примерно так: "Обязываете ли Вы Президента Украины уйти в отставку? Да. Нет. "

Конституция не содержит запретов отонсительно проведения такого рода референдума.

Результат референдума, хотя и непростым путем, таким образом сможет расставить все точки над "и".

Конечно, могут быть и другие пути, если они приобретут форму новых законов. Но это уже вопрос политики, а не нынешнего законодательства.