Что будет с правами собственности на недвижимость после того, как Крым официально присоединится к России

Старший юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Александр Ткачук рассказал, как нужно будет переоформлять права собственности на недвижимость, если Крым официально присоединится к России

Крымскую недвижимость, права на которую оформлены по законодательству Украины, вероятнее всего нужно будет переоформить согласно положениям русского законодательства. Процесс и порядок переоформления прав собственности на недвижимость в обычной ситуации решался бы на уровне государственных переговоров и выработке совместной позиции и механизмов. Но в нашей, учитывая непризнание Крыма как независимой (отдельной) республики, а также результатов референдума о присоединении к Российской Федерации, процесс урегулирования собственности будет носить односторонний характер. Российский.

Изменения территориальной юрисдикции глобально не должны влиять на статус собственности и собственника, если речь идет о гражданах и компаниях. Только права на недвижимость должны быть приведены в соответствие с требованиями того государства, на территории которого недвижимость будет находится постфактум. Согласно нормам международного права, право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются правом государства, в котором это имущество находится — "закон местонахождения вещи" (lex rei sitae). Тоже самое касается и последующих сделок по купле-продаже имущества, а также защите прав собственности на недвижимое имущество, которая осуществляется в соответствии с правом государства, в котором это имущество находится.

В России вопрос с недвижимостью концептуально решен так же как и у нас, на федеративном уровне (наш законодатель, вероятнее всего, готовил украинских граждан к тому, что бы процесс поглощения РФ Украины был безболезненным). Существует Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", согласно которому государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. С недвижимости, как и в Украине, предусмотрена уплата налога, который носит местный характер.

Защита же собственности будет происходить, как ни парадоксально, в судах той же непризнанной Республики Крым (согласно Федеральному Конституционному закону о судебной системе Российской Федерации, к федеральным судам относятся в том числе Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции), что конечно же значительно затруднит этот процесс. В перспективе эти процессы скорее всего перекочуют в Европейский суд по правам человека в вопросах защиты прав частных лиц.

Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, в ст. 17 провозглашает: "Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими" и "никто не должен быть произвольно лишен своего имущества". Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 235), обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 настоящего Кодекса. В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Специального федерального закона о национализации в России не существует, что значительно затруднит процесс возможной национализации находящегося на территории Крыма имущества. Учитывая же всю сложность такой процедуры, а также обязательства по возмещению причиненных убытков, можно предположить, что этот вопрос будет решен Парламентом/ Премьер-Министром Крыма. В сравнении, в Южной Осетии вопрос национализации части приватизированного имущества грузинских граждан был решен путем принятия Указа Президента Осетии, которым так же были аннулированы все сделки на основании которых эта собственность возникла.

Что же касается защиты прав собственности государства Украины (военные базы, санатории, морские и воздушные суда, государственные компании и т.д.), согласно нормам международного права это собственность должна пользоваться иммунитетом, который тесно связан с иммунитетом государства и заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности — суверенного государства.

Но поскольку вопрос суверенитета Украины был нарушен, то есть все основания предполагать, что вопрос национализации собственности украинского государства будет проведен по тому же сценарию.