Как пользоваться системой электронных закупок для бизнеса Rialto

Площадки-участники ProZorro создали электронную систему закупок для бизнеса, где как поставщиками, так и организаторами могут быть частные компании и предприниматели. Об отличиях системы Rialto и уже привычной ProZorro изданию Delo.UA рассказал специалист одной из электронных площадок

Запущенная в феврале 2015-го система публичных госзакупок ProZorro наделала за время своего функционирования очень много шума. С одной стороны, ее признают едва ли не наиболее значимой и результативной реформой. С другой же стороны, как у госорганов, так и у бизнеса с общественностью к ProZorro продолжает возникать множество претензий и вопросов.

Тем не менее, команда, которая работала над созданием системы считает ее работу реальным успехом. И на его волне решила запустить еще одну систему электронных закупок, но в этот раз для бизнеса.

Зачем бизнесу Rialto

Запуск системы электронных закупок для бизнеса Rialto, в первую очередь, позволит как участникам закупок, так и компаниям-организаторам расширить свои рынки. Только в первом случае — это рынок сбыта, а во втором — предложения поставщиков.

На большинстве площадок, входящих в систему публичных госзакупок, доступны только торги ProZorro. На некоторых, и на нашей в том числе, уже доступны закупки частных компаний, которые работают только через одну площадку.

С запуском Rialto у поставщиков появится еще третий способ продаж — закупки, частных компаний, которые будут работать в новой электронной системе.

Просуммируем возможности для поставщиков на электронной торговой площадке. Во-первых, можно участвовать с госзакупках ProZorro и платить за это от 17 (закупки до 20 тыс. грн) до 1,7 тыс. грн (свыше 1 млн грн) в зависимость от бюджета тендера. Во-вторых, можно участвовать в тендерах частных компаний Rialto и платить за это аналогичную сумму. В-третьих, можно бесплатно участвовать в закупках компаний, которые работают только через одну площадку, но получая при этом существенно большую конкуренцию (ведь за бесплатно будет где-то вдвое больше претендентов).

Как будет работать система

За год и восемь месяцев работы системы ProZorro через нее прошло больше 270 тыс. тендерных процедур на сумму 126 млрд грн. То есть система всячески протестирована часто неопытными и привередливыми закупщиками из госоганов, а также несклонными им доверять компаниями. Потому система Rialto построена по аналогичным принципам — единые правила игры для всех, публичность, прозрачный выбор победителя и честная конкуренция.

Если участник хочет иметь доступ ко всем торгам, а организатор ко всем поставщикам, им необходимо зарегистрироваться на любой из площадок Rialto, к которой сейчас подключены 9 площадок.

Указать необходимо лишь минимальную информацию — контактное лица, контакты свою роль, наименование юрлица или физлица предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, вид деятельности и категорию поставляемого или покупаемого товара.

При этом, некоторые площадки уже интегрировались с открытыми реестрами данных и просят пользователя вводить только контактное лицо, контакты и идентификационный номер. После регистрации компания-поставщик всегда будет получать e-mail-уведомление о проводимом тендере.

После объявления каждая закупка в Rialto проходит такие же этапы, как и при работе через ее предшественницу ProZorro. Длится период уточнений, потом поставщики подают свои предложения, далее длится аукцион, после чего организатор квалифицирует и определяет победителя, подписывая в итоге с ним договор. При этом, для участников в Rialto, по большому счету, нет разницы, через какую площадку подать свое предложение — ведь оно все равно попадает в единую базу.

Что касается проверки надежности поставщиков, предположительно, единого решения в пользу создания черных списков в Rialto достичь не удастся. Тем не менее, сейчас ищем варианты, как реализовать эту идею на отдельных площадках. Компания-организатор сама будет вправе решать, кого вносить в список недобросовестных компаний. Критериями могут быть, например, срыв поставщиком сроков поставки или отгрузка некачественного товара.

Не торгами едиными

Говоря закупках, мы часто ограничиваемся обсуждением только процесса, проведения торгов. Тем не менее, есть еще такие процессы как определение материальной потребности, планирование закупок, управление и контроль отгрузок, учет остатков материалов на предприятии.

Электронная торговая площадка не решает всех этих задач, а лишь позволяет определить наиболее экономично выгодное предложение на рынке.

Потому бизнесу сегодня необходимо подумать и о более комплексном подходе к процессу закупок а также о его автоматизации.