Контролеры или соучастники: кто должен отвечать за манипулирование ценами на фондовом рынке

Биржи должны не только внимательно изучать эмитента, прежде чем включать его ценные бумаги в листинг, а и в дальнейшем отслеживать информацию о нем и его деятельности, о важных корпоративных событиях, подачу отчетности и т. д.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В рамках нашей работы по борьбе с манипулированием ценами на фондовом рынке мы перешли от рассмотрения дел по торговцам ценными бумагами к рассмотрению вопроса причастности фондовых бирж к этому правонарушению.

Причастны ли фондовые биржи к манипулятивным сделкам, которые заключают члены бирж — торговцы ценными бумагами? Должны ли биржи отслеживать сделки в их торговых системах на предмет манипуляций? Должны ли они предотвращать манипуляции?

По большинству этих вопросов ответ утвердительный. Биржи должны это делать, а раз они этого не делают, то они причастны к нарушениям. Такова мировая практика биржевой торговли.

Сегодня нами были рассмотрены дела по нескольким фондовым биржам относительно их бездействия по предотвращению манипулирования ценами во время осуществления операций с ценными бумагами.

По трем биржам мы видим ситуацию, когда, включая ценные бумаги в листинг, биржа не смотрит на регулярную отчетность эмитента, особую информацию, которая публикуется в общедоступной базе данных, на информацию о финансовых показателях деятельности. Потому что если бы биржа ознакомилась с этой информацией (что она обязана делать по законодательству), то факты несоответствия цен, которые устанавливались на некоторые ценные бумаги в процессе торгов, с финансово-хозяйственными показателями деятельности этих эмитентов, были бы для биржи очевидными.

Мы считаем, что биржи должны не только внимательно изучать эмитента, прежде чем включать его ценные бумаги в листинг, а и в дальнейшем отслеживать информацию о нем и его деятельности, о важных корпоративных событиях, подачу отчетности и т. д.

Еще один эпизод касается игнорирования биржами технических встречных сделок, особенно когда такие сделки происходят в преддверии важных корпоративных событий эмитентов. Но биржи должны обращать внимание на такие сделки, в результате цепочки которых не меняется собственник ценных бумаг. Когда, например, один торговец продает другому пять тысяч акций по нерыночной цене, а другой продает ему обратно в тот же день две и три тысячи акций по этой же цене. В чем экономический смысл такой сделки, кроме как в фиксации определенного биржевого курса? В том числе с целью завысить его, зная о грядущем корпоративном событии, чтобы, например, претендовать на выкуп акций эмитента по более высокой цене.

Это только начало, мы вытащили на поверхность всего лишь несколько кричащих прецедентов. Большое количество дел еще находится в стадии рассмотрения.

Увы, как я уже говорил, со стороны бирж мы видим полное безразличие к происходящему в их торговых системах, даже когда признаки правонарушений на лицо. Нам бы хотелось, чтобы биржи проявляли гораздо большую ответственность в вопросе контроля торгов. Биржи не могут закрывать глаза на такие серьезные правонарушения как манипулирование ценами в их торговых системах. Иначе они сами становятся их соучастниками.